Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Товарищ бродяга: 95 лет исполнилось Раджу Капуру

Развлечения
Товарищ бродяга: 95 лет исполнилось Раджу Капуру
Индийский актер и режиссер Радж Капур в Москве, 1967 год / Фото: Мастюков В., Коньков А. / ТАСС

95 лет со дня рождения исполнилось индийскому актеру Раджу Капуру, популярность которого в 50-х годах прошлого столетия у советских зрителей просто зашкаливала.

Прозвище «товарищ Бродяга» он получил от Юрия Гагарина. Первый космонавт планеты, с которым считали честью пообщаться самые великие люди Земли и самые яркие женщины мира, смущаясь, протянул руку маленькому, голубоглазому, внешне похожему на Чарли Чаплина индийскому актеру и, растерявшись от того, что забыл его имя, сказал: «Здравствуйте, товарищ Бродяга». С тех пор Раджа Капура в Советском Союзе никто по-другому не называл.

Популярность этого человека после всего двух фильмов, которые попали на советский экран, — «Бродяга» и «Господин 420» — не уступала гагаринской. «Капуроманией» были охвачены все республики СССР, а если к этому присовокупить еще родину актера — Индию — и все соседствующие с ней государства, то счет поклонников шел на миллиарды.

Капур, человек светлый и искренний, советским зрителям отвечал взаимностью. В Москве ему очень нравилось — он был постоянным гостем проводимых здесь кинофестивалей, сам устраивал приемы для столичных гостей, давал многочисленные интервью, в которых признавался, что русская водка ему нравится гораздо больше виски, а еще он очень любит макароны по-флотски.

Капур был любим советскими зрителями как никто другой из зарубежных актеров — его обожали и рабочие, и интеллигенция, и партийная номенклатура. Никита Хрущев на встрече с Джавахарлалом Неру поинтересовался, знаком ли он с Раджем Капуром, а во время одного из приездов в Москву, после показа фильма «Господин 420» в кинотеатре «Ударник», восторженные поклонники несли индийского актера на руках до гостиницы почти полкилометра, распевая песню из «Бродяги», где есть строчка «...В русской шапке большой, и с индийскою душой!»

Когда же Капур приехал на кинофестиваль в Баку вместе со своей постоянной партнершей по фильмам — Наргис, газеты запестрели фотографиями, которые были подписаны как «мистер и миссис Капур». Но это было не так. Раджу с момента рождения было предначертано стать актером. Уже хотя бы потому, что профессии в Индии передаются по наследству. Отец Раджа — один из столпов индийского театра и кино Притхвирадж Капур — под конец своей жизни был обладателем всех мыслимых и немыслимых национальных кино- и театральных наград и считается основоположником самой многочисленной и влиятельной династии актеров и продюсеров страны.

Но по-настоящему прославил на весь мир фамилию Капур старший из трех его сыновей — Радж, основатель гигантской киноиндустрии под названием «Болливуд» — фабрики кино, которая выпускает ежегодно до 500 фильмов.

Радж вырос на театральной сцене и киноплощадке, помогая отцу. Мегапопулярным и узнаваемым в каждом уголке огромной Индии он стал уже в 16 лет, а в 22 года, с одобрения родителя, решил отправиться в самостоятельное плавание, основав кинокомпанию «Радж Капур филмз». Именно в этот момент Капуру-старшему потребовалось отправить Раджа с письмом к знакомому продюсеру компании Merine Draive.

Десятилетиями позже, когда Радж Капур будет снимать свой очередной шедевр — один из самых знаменитых фильмов индийского кинематографа «Бобби», он вставит в эту ленту автобиографическую сцену встречи молодого человека и его будущей возлюбленной — она станет ключевой в картине и самой запоминающейся: юноша звонит в дверь, ему открывает молодая девушка...

— Я был женат и был уже отцом, — вспоминал впоследствии Радж Капур. — Мне было 22 года. Наргис было всего 16 лет. Я позвонил в дверь, и, когда она открылась, что же я увидел? Передо мной стоял ангел. Она была как минимум ангелом! У нее были короткие волосы, прядь волос прикрывала левый глаз, и казалось, что она смотрит на меня одним глазом. Вот так я с ней познакомился.

И в этот момент разрешился главный вопрос, которым терзал себя Радж Капур последние дни: кто станет его партнершей в первом фильме, который он готовился снимать. Контракт с Наргис на съемки в фильме был подписан уже через неделю.

В середине ХХ века индийский кинематограф представлял собой несколько десятков кинокомпаний, каждая из которых работала на свою аудиторию. Годами позже всех их объединит в Болливуд Радж Капур. Но на тот момент в огромной Индии с населением почти миллиард человек, где одновременно существовали десятки языков и различных религиозных конфессий, кинокомпании выбирали свою аудиторию и работали исключительно на нее.

Отец Капура и его сын снимали фильмы для той части населения, которая разговаривала на языке хинди, и переводили их на английский — для международного проката. Кино, которое продюсировала семья Наргис, ориентировалось на зрителей-мусульман.

Всеми делами в кинокомпании Merine Draive руководила мать Наргис — в прошлом известная индийская актриса и певица Джадданбай. Отец к киноиндустрии никакого отношения не имел — он был врачом и для того, чтобы жениться на кинозвезде, даже перешел в ислам и отказался от богатого наследства.

В детстве Наргис мечтала стать, как папа, врачом. Но у матери были другие планы на карьеру красавицы-дочери. Девушка дебютировала в кино в 14 лет и к тому времени, когда ей предложил контракт Радж Капур, имела кучу поклонников, которые называли ее «Беби рани», то есть «Маленькая принцесса». Но вот королевой индийского кино ее сделал именно тандем с Капуром. И, конечно, актерский талант.

Третий фильм, в котором Капур и Наргис появились вместе — «Бродяга», стал кинохитом не только в Индии, но и во всем мире, взяв Гран-при Каннского кинофестиваля. Он до сих пор входит в десятку самых кассовых фильмов индийского кино.

В 1955 году, спустя четыре года после «Бродяги», появился еще один фильм, которому суждено было стать одним из главных кинособытий 60-х годов прошлого века, — «Господин 420».

Благодаря лишь этим двум картинам у звездного дуэта индийского кино — Раджа Капура и Наргис — была колоссальная популярность и в Индии, и в СССР, и вообще во всем мире.

Всего же в течение 15 лет Радж и Наргис снялись вместе в 16 кинолентах. Среди них есть откровенно слабые, незатейливые в постановке картины. Но каждая из них была обречена на кассовый успех в Индии благодаря именам этих актеров в титрах. И, конечно же, миллионы поклонников жаждали быть в курсе деталей личной жизни кумиров.

Вездесущие журналисты подмечали абсолютно все — как Наргис смотрит на Раджа, сколько раз в день они видятся, как часто Радж бывает в доме Наргис.

Разумеется, они не могли не заметить, что после знакомства с Капуром актриса начала носить исключительно белые сари — его любимый цвет... Они даже выяснили, что у пары появилась на свет девочка, которую потом отдали на воспитание богатой бездетной семье. Но никаких официальных подтверждений их взаимоотношений ни от Наргис, ни от Раджа Капура так никто и не дождался. Актер признал только пятерых детей, которых родила его супруга Кришна, на которой он женился в 16 лет по настоянию родителей, а на прямой вопрос журналистов о его взаимоотношениях с Наргис Капур ответил фразой, которая превратилась в газетные заголовки: «Кришна —мать моих детей, Наргис — мать моих фильмов».

Гениальный актер, режиссер, продюсер и предприниматель, он прекрасно понимал, что они с Наргис —не просто известные актеры и кумиры Индии, они своеобразный символ культуры этой страны. И репутация у них должна быть такой же белой и безупречно чистой, как одежда Наргис.

Конец роману двух звезд, который длился полтора десятилетия, и в жизни, и на экране положила актриса. Ей было уже за тридцать, хотелось семьи, детей, а Радж не собирался разрывать отношений с супругой. И Наргис объявила, что расторгает контракт с «Радж Капур филмз» и больше не будет сниматься в постановках этой кинокомпании.

Через год молодой режиссер и продюсер Мехбуб Хан предложил ей роль в картине, которая после премьеры закрепит за Наргис статус величайшей актрисы индийского кино. Она сыграла роль бедной деревенской женщины Ракхи, которая одна, с двумя детьми на руках, вынуждена бороться за выживание. Но картина «Мать Индия» принесла Наргис не только всемирную славу, но и новую любовь.

Все было очень романтично — как в настоящем индийском кино. Во время одного из дублей по неосторожности техников загорелась солома, и огонь перекинулся на платье актрисы. Ее партнер по фильму Сунила Дата руками затушил на Наргис пламя, а затем на тех же обожженных руках вынес ее из павильона к карете скорой помощи. После того как актер вышел из больницы и съемки фильма возобновились, поползли слухи о романе Наргис и Сунилы. Они мгновенно дошли до Капура, и он приехал на съемочную площадку фильма «Мать Индия» —вроде как навестить бывшую партнершу по фильмам. Правда, время выбрал такое, когда ее на киностудии не было, так что он смог вволю пообщаться с персоналом и выяснить, являются ли слухи о новой любви Наргис лишь слухами или все гораздо серьезнее. Оказалось, все, что говорили о новых отношениях Наргис, — правда... К концу съемок картины Наргис и Дата объявили о помолвке.

Если до замужества Наргис еще были хоть какие-то надежды на воссоединение знаменитого актерского дуэта, то теперь каждый из них зажил собственной жизнью.

Фильм «Мать Индия» выстрелил с неимоверным шумом, собрав все награды на самых престижных международных кинофестивалях, и стал классикой. Однако Наргис с тех пор довольствовалась только второстепенными ролями, прочно посвятив себя семье. Она подарила мужу троих детей — двух дочек и сына Санджая. А еще актриса открыла в Бомбее студию звукозаписи и успешно руководила ею на протяжении двух десятилетий.

Радж Капур с головой ушел в работу, снимая как минимум по фильму в год. Среди них были как откровенно коммерческие картины, так и серьезные работы, достойно оцененные уже после смерти режиссера. Например, лента «Мое имя клоун», провалившаяся в советском прокате, но считающаяся вершиной творчества актера и режиссера.

В конце 1970-х годов врачи обнаружили у Наргис рак. Лечение в лучших клиниках США успеха не принесло, и она умерла в 1981 году, за три дня до премьеры картины «Рокки» — первого фильма, который снял ее сын Санджай.

К тому времени Радж Капур отошел от дел — у него на фоне астмы резко ухудшилось здоровье, и с каждым годом он слабел все сильнее. В 1988 году он даже не смог выйти на сцену, чтобы получить свой индийский «Оскар» за вклад в кинематограф. Пришлось президенту Индии Венкатараману самому спуститься в зал и с поклоном передать Капуру золотую статуэтку.

Когда через несколько месяцев Раджа Капура перевезли в самую современную клинику Дели, у его кровати, сменяя друг друга, дежурили члены огромной династии Капуров. А под окнами клиники стояли тысячи поклонников артиста...

Смерть Капура в начале лета 1988 года была воспринята индийцами как личное горе, в стране был объявлен национальный траур. В СССР его кончину никто не заметил —в те годы люди, не отрываясь от экранов телевизоров, следили за другим шоу, которое разворачивалось на политической арене страны —«перестройка, гласность и ускорение».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Щербакова, киновед:

— После выхода в СССР фильма «Бродяга», который, кстати, шел на больших экранах страны вплоть до 1985 года, что само по себе является небывалым рекордом, а затем картины «Господин 420» началась «капуромания». Собственно, именно благодаря Капуру советские зрители открыли и полюбили такой далекий и экзотический мир Индии. И сегодня, несмотря на огромный успех индийского кино во всем мире, Радж Капур остается самой культовой фигурой индийского кинематографа. А его работы, и как актера, и как режиссера — «Бродяга», «Господин 420», «Мое имя — клоун», «Сангам», «Бобби» — являют собой золотой век киноискусства Индии.

Что касается Наргис, то у нее было безупречное чутье на то, что может понравиться зрителю. И она всегда находила способ убедить в своей правоте режиссера. Впрочем, он и не особо сопротивлялся, понимая, что в этом партнерше можно смело доверять. Поэтому Наргис действительно можно считать «матерью его фильмов».

Читайте также: Актриса Татьяна Лянник: Я стала фанатом колки дров

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.