Премьера онлайн-спектакля «Созвездия» прошла в театре «Практика»
(слева направо) Актриса Елизавета Янковская, режиссер Александр Алябьев и актер Александр Горчилин размышляли о космосе и человеке в спектакле «Созвездия» / Фото: Предоставлено пресс-службой театра «Практика»

Премьера онлайн-спектакля «Созвездия» прошла в театре «Практика»

Культура

В театре «Практика» состоялась онлайн-премьера спектакля Александра Алябьева «Созвездия». Неотвратимость судьбы и свобода выбора, любовь и смерть, мультивселенная и космос — все это предстало на сцене.

У Вселенной, в которой мы живем, есть правила. Знаете, что в ней невозможно? Лизнуть свой локоть. С таким предложением обращается Марианна в исполнении Елизаветы Янковской к Роланду, которого играет Александр Горчилин. Раз за разом она настойчиво повторяет эту фразу. И тот отвечает — но всегда иначе. Так начинается спектакль-полифония, спектакль-фрактал, спектакль-мультивселенная.

О нем сложно писать. Он будто затерялся в голове, завис на кончиках пальцев и жемчужными нитями тянется к клавиатуре, рассыпаясь значками-буковками по монитору, на котором еще мерещится след от изображения. Рассказать о нем так же трудно, как Марианне, которая изучает космос, сложно объяснить теории устройства Вселенной Роланду — парню, который разводит пчел. Но главное понятно без слов: это энергия артистов в звенящем молчанием и пустотой зале, пробивающаяся в экран.

— Хочется, чтобы работа была максимально доступна зрителю, — говорит режиссер постановки Александр Алябьев. — Мы живем во времена, когда все умные мысли давно сказаны, поэтому нет задачи удивлять кого-то новаторскими решениями. Гораздо важнее, чтобы люди узнавали себя в том, что мы делаем.

Игры разума и чувств — вот что такое этот спектакль. Постановка — многоплановая и многомерная история об одиночестве и поиске партнера в многолюдном мире, об установлении доверия и степени близости, привязанности и равнодушии, измене и утрате, предначертанности и о том, что мы ничего не понимаем в жизни. Но каждое наше решение задает ей курс.

Это дебют Александра Алябьева, выпускника актерской группы режиссерского факультета ГИТИСа Олега Кудряшова. Пьесу написал британский драматург и сценарист Ник Пэйн. Средний возраст автора текста, режиссера и артистов — около 30 лет. Они говорят о том, что знают и проживают, что знакомо каждому из поколения тридцатилетних, плюс-минус несколько лет.

Их театральный язык живой и свободный. Он увлекает, путает и завораживает, заставляя одновременно и разгадывать головоломку нелинейно развертывающегося сюжета, и наслаждаться игрой актеров, и изумляться нехитрым, но почти волшебным трансформациям сценографии.

Особенно фантастично смотрятся эти превращения в записи. Иногда, благодаря свету и костюмам, видны только лица да руки главных героев или звучат лишь их голоса. Удивительно наблюдать за тем, как актеры за секунды сменяют отчаяние на надежду, сомнения — на напор. И показывают это не как перепады настроения, а как единственно возможную реакцию на огромную предысторию.

Встреча на сцене самобытных творцов, изучающих наше время, породила, как в замедленном взрыве, Вселенную «Созвездий» — мультивселенную, где все возможно и никогда не заканчивается, ведь времени нет.

Читайте также: В Центральном доме литераторов прошла презентация поэтического альманаха

Google newsGoogle newsGoogle news