Педагог по вокалу объяснила, почему людям больше нравятся низкие голоса
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАСладкий, нежный, грубый. Эксперты называют человеческий голос феноменом и даже учредили в конце 1990-х Международный день голоса, который отмечается 16 апреля. «Вечерка» попросила педагога по вокалу Светлану Ларионову разъяснить, как «звучать» красиво.
Голосов, которые были бы приятны абсолютно всем, не существует. Есть голоса с привлекательным природным тембром. Чаще всего человеческое ухо как приятный воспринимает низкий голос, поскольку эти частоты меньше раздражают слух. Высокие голоса всегда громче. А это для уха — травма.
— Есть курсы по постановке голоса, — поясняет Светлана. — На них учат выполнять дыхательные, артикуляционные упражнения. Голосовые связки — такие же мышцы, которые можно развивать. Есть специальные вокальные упражнения, развивающие диапазон, упражнения, меняющие интонацию. Тренируясь, можно научить любого человека, даже не имеющего певческого таланта, красиво вытягивать романсы.
— Научиться петь самому сложно, — подчеркивает педагог. — Человек слышит себя искаженно: так устроен наш слуховой аппарат. Однако вполне возможно с хорошим педагогом найти свой уникальный голос.
Драйв-сопрано
голос, полный импульса, экспрессии
Дарья Львова: Я щажу голос. Когда простываю — стараюсь меньше говорить, не ем острое, потому что это очень раздражает гортань, высыпаюсь (здоровый сон тоже важен для звучания голоса). Меньше алкоголя — больше воды: еще один рецепт сохранения красоты голоса. Нужно восполнять норму жидкости в организме, в том числе в области связок.
Лирическое сопрано
певучий мягкий голос, идеальный для исполнения протяжных песен
Татьяна Богданчикова: У меня был длительный процесс становления голоса. Я год занималась с педагогом, после чего зазвучала так, как сейчас. Чтобы не навредить голосу перед концертом не ем орехов. Однажды я налопалась кешью и на сцене в самый ответственный момент, когда брала очень высокую ноту, начала хрипеть. С тех пор орехи — табу.
Драматическое сопрано
мощный, богатый, оперный голос
Евгения Фанфара: Когда я училась в Гнесинке, меня научили пить специальный напиток для звучания голоса: называется «Коктейль Большого театра». Его обычно пьют артисты, когда заболевают, но им предстоит выступление. Коньяк, яйцо и мед перемешиваются в стакане, и коктейль пьется маленькими глотками в течение дня.
Фолк-сопрано
голос, раскрывающийся в народных и старых советских песнях
Анна Королик: Я обязательно делаю дыхательную гимнастику. Дыхание — это основа пения. Делаю артикуляционную гимнастику, проговариваю скороговорки. Есть прием для быстрого разогрева связок, называется Vocal Fry. Нужно две минуты «потрещать» связками и помычать на одном звуке.
Фанк-сопрано
голос, который лучше всего раскрывается в композициях в стиле R’n’B
Екатерина Мурашко: Для поддержания голоса в тонусе я не делаю ничего необычного. Как и большинство артистов, растягиваю мышцы шеи и спины, чтобы снять зажимы, делаю ларингальный массаж, упражнения на правильное дыхание, на подвижность голоса, прогреваю связки.
Сопрано-латино
тембр голоса украшает мелкая «вибрация», свойственная испанской манере исполнения. Эмоциональный южный голос
Ивета Рогова: У меня всегда был очень низкий голос, но в какой-то момент грудной регистр раскрылся и стал мощно звучать — это случилось достаточно поздно, лет в 30. Я регулярно делаю гимнастику шейных мышц, дыхательную гимнастику. Если у меня першит в горле, полощу его отваром коры дуба.
Витамины для вокала
Считается, что певцы, чтобы «смазать» голосовые связки, пьют куриные яйца. Как экспресс-метод при осиплости это вполне может сработать. Певцам же не рекомендуется увлекаться орехами, семечками, растительными маслами, какао, шоколадом. Алкоголь может «разогреть» голос, но потом сыграет злую шутку: без него голосовые связки уже не смогут заработать.
Можно ли потерять голос?
Такое бывает, но достаточно редко. Из-за осложнений после запущенных заболеваний горла, перенапряжения связок, а также сильного стресса. В последнем случае нужно обращаться к невропатологу или психотерапевту. Кроме того, «выход» голосу могут «перекрыть» и новообразования.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Кашунин, музыкант, преподаватель университета «Синергия»:
— Голос — самый естественный, но в то же время самый скрытый инструмент. Он внутри. Научиться управлять им очень сложно, но есть примеры. Лучано Паваротти, оперный певец, был футбольным вратарем. А Ирина Архипова, легенда советской сцены, была архитектором и участвовала в строительстве высоток в Москве.
Читайте также: Вслед за мечтой. Жительница мегаполиса пишет стихи и проводит уютные концерты