Алла Демидова: Театру на Таганке нужно присвоить имя Высоцкого и начать новую страницу
5 июня в «Библио-глобусе» прошла презентация книги Аллы Демидовой «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю».
Эта книга по-своему уникальна. Алла Демидова начала ее писать почти сразу после смерти Высоцкого в 1980 году. Сама собирала материалы, опрашивала друзей и родственников барда и, конечно, записала свои воспоминания. Получился настоящий документ эпохи, который и по прошествии 30 лет, не потерял своей актуальности. Тот, кто впервые откроет книгу – прочитает ее на одном дыхании.
Алла Демидова рассказывает:
– Когда умер Высоцкий, мы даже не могли опубликовать некролог ни в одной газете. Было только маленькое сообщение в «Вечерней Москве» и объявление на витрине нашего театра. Шла Олимпиада, столица была закрыта, но хоронить Высоцкого собралась вся Москва. Прошло немного времени и Анатолий Смелянский, зная, что я веду дневники, предложил мне написать книгу о Высоцком. Я начала собирать материалы по документальному принципу: рассказывает мать Высоцкого Нина Максимовна, или Люся Абрамова, или его друзья. Книгу я написала довольно быстро, но она несколько лет пролежала в редакции. И вышла только в 1988 году. И эта была первая книжка о Высоцком. А потом стали появляться и другие книжки. Сейчас не пишет только ленивый – материала много, есть музей и архив. Когда в этом году мне предложили переиздать мою книгу, я сначала отказывалась, но потом согласилась и не стала ничего менять – добавила только много хороших фотографий Высоцкого.
Пришедшие на встречу с актрисой москвичи спросили – а как она относится к фильму «Живой», который наделал столько шума и похож ли Высоцкий в исполнении Безрукова на реального Владимира Семеновича? Алла Демидова замахала руками и сказала, что фильм не смотрела и для нее не важно – похож или не похож. Но считает, что такие художественные кинобиографии нужны.
– Я понимаю, что фильмы такого рода надо делать, – сказала Демидова. – Как делают фильмы о Пушкине, о Есенине, обо всех великих людях. И, конечно, всегда найдется тот, кто скажет: «Это не Пушкин! Или – это не Высоцкий!». Есть вещи, которые вначале не принимаются, а потом становятся привычными. Всем места хватит. Фильм «Живой» появился и – слава Богу. Я думаю, что о Высоцком еще будут снимать картины. У него в биографии много драматических узлов, на которых можно построить интересные картины.
Не обошли участники встречи стороной и конфликты вокруг «Таганки» – наделавший много шума уход из театра прославленного режиссера и «отца-основателя» Юрия Любимова. Алла Демидова призналась, что для нее «Таганка» закончилась еще в 80-х годах и сейчас ее интересуют проекты, связанные с поэтическим театром, которые она реализует. И все же она желает успеха Валерию Золотухину на посту худрука и считает, что театру после разрыва с Любимовым нужно обретать новое лицо.
– Я Золотухину советовала переменить название «Таганка» на театр имени Высоцкого, – говорит Алла Сергеевна. – Это поможет начать новый виток, к театру будет больше внимания. На имя Высоцкого пойдут все приезжие. А «Таганка» эпохи своего расцвета в 60-80-е годы давно закончилась и это время не воротишь.
В своей книге Алла Демидова пишет о том, что феномен Высоцкого заключен не только в его неслыханной популярности, но и в огромном проповедническом даре. Он «пел правду» и жил самосжигаясь. «Его несло. Я не знаю, какая это сила: судьба, предопределение, миссия? И он – убеждена – знал о своем конце, знал, что сердце когда-нибудь не выдержит нечеловеческой нагрузки и бешеного ритма. Но остановиться не мог…» – пишет она в своей книге.
Один из молодых участников встречи спросил актрису – а почему сегодня не появляются люди масштаба Высоцкого и как жить в наше время, размытых ориентиров?
– Я по первому образованию экономист и знаю, что спрос рождает предложение, – сказала Алла Демидова. – Сейчас нет запроса на выдающиеся личности. Люди хотят читать про разводы голливудских звезд. Почему так произошло? Потому что в 90-е годы мы пережили революцию. Произошла смена формаций. И этот шторм поднял со дна всякую пену. Нужно ждать, когда она осядет. Но при этом жить, не теряя достоинства. Кто не хочет смотреть телевидение, тому остается «милых книг святое чтение».