Наши предприниматели самые находчивые: как изменятся цены на масло в России
Сюжет:
Эксклюзивы ВМКрупные поставщики сливочного масла предупредили федеральные торговые сети о приостановке производства и сокращении количества поставок своей продукции якобы из-за дефицита сырья и возросших издержек производства. В частности, перебои наблюдаются среди таких торговых марок, как «Простоквашино», «Село Зеленое» или «Масло сливочное крестьянское». Могут ли проблемы с поставками спровоцировать дефицит продукции, который приведет к росту цен, «Вечерняя Москва» выясняла со специалистом.
По словам директора центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, рост цен на фоне снижения количества поставок масла вполне возможен, однако дефицит маловероятен.
— Производство масла удержать невозможно, оно просто отсыреет. Это не стиральная машина, не утюг и не телевизор. А у предпринимателей на генном уровне заложено поддерживать производство продукции для продажи, по этой причине они не могут его остановить, сесть на печку и начать курить. Российские предприниматели самые находчивые, они обязательно найдут выход из сложившейся ситуации, — уверен эксперт.
Однако он подчеркнул, что производители сегодня действительно столкнулись с логистическими и сырьевыми трудностями, которые мешают производить масло в прежнем объеме.
— У них растут расходы: становится более затратно транспортировать масло, обслуживать импортное оборудование, обеспечивать высокую заработную плату, чтобы сотрудники не ушли на машиностроительные заводы, где оклад в два с половиной раза выше. Кроме того, наблюдаются перебои с сырьем: не хватает коров, которые дают молоко, нужно ждать минимум четыре–пять лет, чтобы она выросла. Это очень длинный производственный инвестиционный цикл, при этом животное нужно кормить, выгуливать, применять определенные медицинские препараты, что делает производство нерентабельным. Поэтому мы получаем определенные объемы молочной продукции для производства из Белоруссии и Сербии, что тоже создает определенные статьи расходов для производителей, — считает Остапкович.
Он предупредил, что из-за дефицита молока рост цен может наблюдаться на всю молочную продукцию, однако их быстро возьмут под контроль.
— В теории цены могут подняться на любую молочную продукцию, на эти товары цены устанавливаются и контролируются на федеральном уровне. А значит, если случится подорожание выше инфляции, ФАС и Министерство экономики примут решение заморозить цены на молоко и масло на 2–3 месяца, чтобы урегулировать их стоимость, потому что это «чувствительный» продукт для населения, — пояснил эксперт.
По мнению Остапковича, предупреждения о приостановке производства масла являются попыткой получить субсидирование на федеральном или городском уровне.
— Это уже не первый случай, когда производители предупреждают о возможных ценовых авариях. Похожая ситуация была с яйцами, куриным мясом и кондитерской продукцией, тогда они также предупреждали о росте цен на 20–40 процентов. Как показывает практика, они поднимают шум, чтобы государство или город предложили бонусные субсидии, но остановить производство они не смогут, потому что ни один предприниматель не бросит свой бизнес, — заключил собеседник «ВМ».
Между тем эксперт рассказал о двух категориях товаров, которые также могут вырасти в цене в ближайшее время из-за дефицита продукта и издержек логистики и производства. О них — в материале «Вечерней Москвы».