«Инициатива вредная и опасная»: экономисты назвали последствия введения налога для богатых
В правительстве обсуждают повышение ставки НДФЛ до 15 процентов для лиц с годовым доходом выше трех миллионов рублей, сообщает газета «Известия». Предполагается, что нововведение принесет в казну около 60 миллиардов рублей. Обложение НДФЛ по такой повышенной ставке затронет не более одного процента россиян.
«Вечерняя Москва» поговорила с экономистами, которые рассказали о плюсах и минусах «налога для богатых».
— На мой взгляд, поступления в казну, наоборот, несколько снизятся, — заявил экономист Сергей Хестанов. — Есть такой специалист, Артур Лаффер, который давным-давно открыл одноименную теорию, демонстрирующую, как зависят поступления в бюджет от ставки. И как только налоговая нагрузка увеличивается, превышая определенную величину (причем речь идет не об одном НДФЛ, а обо всех налогах), поступления снижаются. Для американцев налоговая нагрузка тогда составляла 30–40 процентов, у нас налогов тоже немало, так что попытка повысить их еще больше приведет к тому, что часть граждан будет просто уклоняться от выплат, а часть, вроде IT-специалистов, просто уедет из России. В результате поступления уменьшатся, — отметил Хестанов.
Экономист напомнил, что прогрессивная шкала налогообложения в России уже была, но когда ввелась нынешняя, плоская, вливания в бюджет, вопреки всем ожиданиям, увеличились.
— Так что инициатива эта опасна. Более того, может нанести серьезный ущерб. Даже не знаю, с какой целью ее предложили, — резюмировал Хестанов.
Доцент экономического факультета ГАУГН и ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН Иван Неволин также отнесся к предложению со скепсисом. Прежде всего сомнения экономиста вызваны тем, что людей, которых коснется повышение налога, в России очень мало.
— Оценка новых налогоплательщиков в 1 процент кажется вполне справедливой, поскольку, действительно, доходы в нашей стране в среднем довольно низкие. Кроме того, когда говорят о введении прогрессивного налога, всегда возникает дискуссия относительно затрат на его администрирование. Те, кто говорит о повышении НДФЛ, рассматривают это в рамках картины идеального мира: сейчас мы увеличим налог, обложим им 1 процент россиян и ровно на столько возрастут сборы. На самом деле это не так, — считает экономист.
Один из главных контраргументов заключается в том, что введение прогрессивной шкалы предполагает значительные затраты налоговой службы, нацеленные на то, чтобы узнать, сколько в действительности заработал человек. Он может занимать посты в нескольких местах, и для того чтобы выяснить, сколько он получил в сумме, может потребоваться провести целое расследование.
— Конечно, цифровизация позволяет снизить затраты, а единый идентификатор дает возможность быстрее собирать сведения о заработных платах на разных местах, о недвижимости. Но есть еще один момент, на который указывают оппоненты агитаторов введения прогрессивной шкалы, — переход зарплат в тень, — убежден Неволин.
В итоге это просто станет весомым поводом для частного бизнеса платить работникам меньшую сумму официально, считает экономист. Неофициально выплаты останутся теми же.
Отметим, что позднее в правительстве опровергли обсуждение введения повышенной ставки НДФЛ для людей с высоким доходом, сообщил ТАСС.
Читайте также: Энергоэксперт рассказал, что будет с ценами на бензин в России