«Валютное убежище»: что будет с долларом и евро в сентябре
Курсы валют бьют рекорды: евро впервые превысил отметку в 89 рублей с марта 2020 года, доллар — в 76 рублей с апреля. «Вечерняя Москва» поговорила с экономистами, объяснившими такие скачки и рассказавшими о валютных прогнозах на сентябрь.
— В нынешней ситуации диапазон прогнозов огромен, поскольку существует сразу несколько серьезных нестабильных факторов, влияющих на курс, — замечает экономист Алексей Коренев. — Крайне важна ситуация с коронавирусом. Никто не знает, будет ли вторая волна, сколько она продлится и как скажется на мировой экономике. Вторая непрогнозируемая на сегодня тема — ситуация в Белоруссии. Для нас эта страна не главный торговый партнер — у России более развиты отношения с Китаем, Евросоюзом, в частности с Германией, наш сосед же где-то на 5–6-м месте. А вот для Белоруссии наша страна — главный партнер: доля экспорта в Россию там составляет 48–49 процентов, а по некоторым позициям еще больше. Например, 90 процентов белорусского молока идет к нам, как и огромное количество тракторов, автобусов, троллейбусов, грузовиков. Такие объемы они просто не смогут быстро продать в другие страны. Разумеется, существуют и глубокие исторические связи, так что любая нестабильность в Белоруссии крайне болезненно воспринимается отечественными инвесторами.
По словам экономиста, если раньше на события в братском государстве инвесторы смотрели как бы со стороны, не особенно вникая в суть, то в последние дни пришло осознание, что наши страны слишком тесно связаны, чтобы не думать о возможных факторах риска. Потому вполне логичным кажется решение многих из них переложить средства в более традиционные и надежные инструменты, такие как иностранная валюта, золото. Это еще не «бегство из рубля», но уже сокращение фондов:
— Сейчас рубль крайне ослаблен, но не упал окончательно. Коррекция курса еще возможна, хоть и не на прежние уровни. Дальше все будет зависеть от развития ситуации с коронавирусом и Белоруссией. Если реализуется нейтральный сценарий, то есть вторая волна не придет, а положение дел в соседней стране останется примерно тем же, что и сегодня, без существенного ухудшения, в ближайшее время можно будет ожидать доллар по 74–77 рублей, евро — по 88–93.
Несмотря на то, что данный сценарий Коренев назвал «нейтральным», относительно других вариантов развития событий он, скорее, является позитивным. Если предположить, что Белоруссия пойдет по украинскому сценарию с прекращением многих форм отношений с Россией, в ближайшем будущем мы сможем увидеть доллар по 90, а евро — больше 100 рублей.
— Впрочем, даже если история с Украиной повторится, полностью разрывать экономические связи никто не станет. Об этом мало говорят, но, если посмотреть на товарооборот между Россией и Украиной, то он хоть и не такой, как в былые годы, но никогда не падал до нуля. Экономика намного прагматичнее политики, — заметил Коренев.
Экономист Михаил Делягин посчитал, что главной причиной падения рубля является не ситуация в Белоруссии, а прошедшая пандемия коронавируса, к которой российская экономика оказалась не готова:
— «Коронобесие» оказалось настоящей катастрофой для нашей экономики. В данных условиях девальвация нацвалюты — естественный процесс. Ослабление рубля идет хоть и неравномерно, но постоянно. С другой стороны, мы видим постоянные колебания евро и доллара. Последний немного укрепляется и, вполне возможно, окажется настоящим валютным убежищем уже в сентябре этого года.
Делягин добавил, что спрогнозировать курс евро и доллара на ближайшую перспективу невозможно. По его мнению, все будет зависеть от выборов в США и от того, как на их результаты отреагирует общественность. Например, в случае массовых протестов и волнений в стране доллар может ослабнуть, а евро — укрепиться.
Читайте также: Экономист объяснил, как будет меняться курс белорусского рубля