Массовому закрытию банков в России нашли объяснение
Даже если в 2021 году потеряют лицензии 35 банков, ничего страшного не произойдет. За последние семь лет в среднем закрывалось по 60 банков ежегодно. Такую мысль в разговоре с «Вечерней Москвой» высказал профессор кафедры финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» заявило, что в 2021 году могут закрыться до 35 банков. Одной из причин называется продолжающаяся стагнация в секторе.
— Месяц назад эксперты утверждали, что лицензий лишится одна треть банков по стране, так что обновившиеся цифры уже радуют, — заметил Юденков. — Всего у нас 480 банков, и положение последней тридцатки действительно неважное. Только я бы не связывал это со стагнацией, она является разве что общим фоном, главная же причина их проблем — низкая устойчивость и высокие риски, взятые на себя. Они могут умереть в силу естественного отбора и общего закона конкуренции, невозврата долгов крупных заемщиков.
Экономист заметил, что правительство всеми силами старается удержать банки на плаву: создается заинтересованность в займах по ипотеке, на покупку авто, так что причин для особенно пессимистичных прогнозов он не видит:
— Конечно, может случиться всякое, но ничего радикально ужасного в банковском секторе произойти не должно. К тому же давайте вспомним, в 2013 году у нас было 925 банков, сейчас — 480. Это значит, что за семь лет закрывалось примерно по 60 организаций в год. И ничего страшного, отряд не заметил потери бойца.
Если в 2021-м закроются 35 банков, особых проблем не почувствуют и вкладчики. Если организация входит в систему страхования вклада, то клиенты получат возмещение до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Если сумма на счету больше, необходимо обратиться к финансовому омбудсмену за помощью:
— Был случай, когда семья продала квартиру, положила деньги на счет, чтобы купить новую, а банк лопается. Они написали омбудсмену, что остались без жилья. Это были их последние средства. В таком случае вопрос решается в пользу вкладчика. Так что, если утраченные деньги действительно были последними, то их вам вернут. А вот если кроме этого у вас условно есть еще три квартиры, то можете остаться и без вложений.
Наиболее опасная ситуация, по мнению Юденкова, сейчас наблюдается не в банковском секторе, а в сфере микрофинансовых организаций, основными заемщиками которых является малый и средний бизнес:
— В условиях пандемии именно малый бизнес пострадал тяжелее всех. Когда «умирают» клиенты, умирают и микрофинансовые организации, что крайне плохо, ведь сегодня они действительно играют существенную роль. Лавочка добровольного рабства там уже закрылась. Теперь у вас не может быть долгов больше, чем в три номинала от взятой суммы. То есть если человек взял 10 тысяч рублей, максимум, который от него потребуют, — 30. Дальше счетчик останавливается. Мы все воспринимаем микрофинансовые организации по образу 2000 годов, когда в сфере процветал безудержный бандитизм. Сейчас же основной клиент сектора — малый бизнес.
Экономист заключил, что даже потеря 35 банков хоть и неприятна, но не критична. По-настоящему следует переживать за микрофинансовые организации, претерпевающие кризис.
Читайте также: «За чей счет банкет?»: экономист раскритиковал законопроект о «вынужденно безработных»