Фото: Александр Кожохин, Вечерняя Москва

Автовладельцев предупредили о росте цен на бензин до конца года

Экономика

Решение правительства не вводить ограничения на вывоз бензина из страны не помогут снизить цены на топливо на заправках. Автовладельцам стоит ожидать только роста цены на бензин: до конца года они подскочат на восемь процентов. Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» рассказал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

С января 2021 года стоимость топлива АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 17 и 27 процентов соответственно. Не остановило подъем цен и решение чиновников поднять уровень выплат нефтяным компаниям из государственного бюджета в рамках демпфирующего механизма по стабилизации топливного рынка.

В конце июля правительство предлагало ввести временные ограничения на вывоз бензина из страны нужны для того, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Однако решение не было принято на совещании нефтяников с вице-премьером Александром Новаком. При этом запрет экспорта остается на повестке, он может быть введен в случае ухудшения ситуации на топливном рынке. Новак отметил по итогам совещания, что наблюдается тренд на понижение биржевых цен. Поэтому стоит рассчитывать, что в ближайшее время ситуация нормализуется.

Для автовладельца

По словам Баженова, ожидать снижения цен на бензин в розницу не стоит. Стоимость топлива регулируется в рамках инфляции. Ожидать приходится только подорожания.

— Сейчас вопрос совсем не о снижении рыночных цен — он о стабилизации ситуации на рынке. В настоящий момент у нас розница сдерживается за счет подструктуры топливной. Сегодня у нас оптовая цена на уровне розничных цен нефтяных компаний, — сказал эксперт.

Баженов подчеркнул, что максимум, что можно ожидать автовладельцам, — рост в рознице будет меньше, чем он сегодня должен быть: на данный момент он должен быть выше инфляции.

— Мы сделаем рост в районе восьми процентов по итогам года, — сказал собеседник издания.

Ограничения

Как рассказал Баженов, мера изначально не была похожа на реальную. Скорее, это был сигнал, что пора что-то сделать с высокими оптовыми ценами на топливо.

— На самом деле мера изначально выглядела сырой и непроработанной. Во-первых, какие товары запрещать? Если запретить только товарный бензин — проще начать экспортировать сырье, а это привело бы к снижению уровня производства и падению биржевой реализации, ведь нормативы привязаны к производству. Если запретить более широкий перечень, то это ставит под угрозу многие НПЗ, которые экспортируют нетоварные нефтепродукты, — подчеркнул эксперт.

По словам Баженова, также возникает вопрос распространения продукта на внутреннем рынке, даже если производство не снизится. Он выразил уверенность, что в данной ситуации помог бы один вариант: перенаправление объема реализации топлива на бирже. Но тогда не стоит запрещать экспорт, нужно просто увеличить нормативы.

— Исторически в среднем через биржу проходило 18 процентов от произведенного объема, максимально — 25 процентов. Все разговоры о повышении на 1 процент — это просто смешно. Действующий норматив по бензинам — 11 процентов. Учитывая, что задача регулятора — сделать так, чтобы крупные игроки вели бы себя на рынке конкурентно, реализация в 25 процентов по нормативу совсем не выглядит драконовской мерой. И именно это пора бы давно уже сделать, — отметил собеседник издания.

Также Баженов подчеркнул, что пора давно «пересмотреть действующие правила игры и создать полноценный рынок». По его словам, несправедливо, что экспортные 10 процентов топлива от объема производства определяют цену 90 процентов бензинов, идущих на внутренний рынок.

— Или отпускайте розницу, отменяйте дискриминационный демпфер и вводите адресное субсидирование потребителя, — заключил эксперт.

«ВМ» рассказывала о рейтинге российских регионов по доступности топлива для населения. Согласно ему, жители Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы могут приобрести больше всего бензина на среднемесячную зарплату в своем регионе.

Эксперты подсчитали объем бензина марки АИ-92, который может приобрести житель того или иного субъекта Российской Федерации на среднюю в регионе заработную плату. Этот показатель определялся путем деления среднемесячной зарплаты в регионе за вычетом налога на доходы физических лиц в период с июня 2020 года по май 2021 года на региональную цену бензина по состоянию на середину июля 2021 года.

В ЯНАО, занявшем первое место, показатель составляет 2053 литра при стоимости бензина 47,99 рубля за литр. Москва оказалась на втором месте рейтинга (2009 литров по 45,5 рубля). В топ-5 также вошли Чукотский автономный округ (1841 литр, 60 рублей), Магаданская область (1679 литров, 55,26 рубля) и Ненецкий автономный округ (1662 литра, 48,34 рубля).

Еще в 11 регионах жители могут приобрести от одной до полутора тысячи литров бензина АИ-92: Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Камчатский край, Санкт-Петербург, Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Московская область, Коми, Красноярский край, Архангельская и Тюменская области.

Аутсайдерами рейтинга оказались Тамбовская область (598 литров), Северная Осетия (593 литра), Карачаево-Черкесия (592 литра), Ингушетия (592 литра), Чечня (592 литра), Кабардино-Балкария (581 литр), Дагестан (563 литра), Ивановская область (562 литра). Невысокие позиции этих субъектов аналитики объяснили сравнительно небольшими средними зарплатами, хотя стоимость бензина близка к средней по стране.

В среднем в России можно купить 1014 литров бензина на среднемесячную зарплату.

amp-next-page separator