Психолог об идее Грефа: Если отменить оценки, поползет вся система воспитания
Глава Сбербанка Герман Греф выступил за отмену школьных экзаменов. По его мнению, они пагубно влияют на детей, превращая их в «инвалидов», впоследствии неспособных работать без постоянного оценивания.
«Вечерняя Москва» поговорила с детским психологом, доктором психологических наук, доцентом кафедры педагогики и педагогической психологии Оксаной Защиринской, которая рассказала, как постоянное давление в школе влияет на здоровье детей.
— Действительно, по этому поводу уже давно существуют разногласия, и в некоторых странах оценки детям практически не ставят. Считается, что такая система способствует сохранению психического здоровья ребенка: так он больше думает о том, что нравится ему самому и чем он хотел бы заниматься в будущем, учится брать ответственность за себя, свое образование и будущее. Тем не менее мировая практика показывает, что и на рабочем месте требуется результат и эффективность, что, по сути, является тем же оцениванием. И тут нужно понимать, чего мы хотим от ребенка: чтобы он находил возможность хорошо и свободно провести время, извлечь из него пользу или же нам нужен человек жизнеспособный, не боящийся системы оценивания, которая является нормой жизни.
— Получается, система оценивания — это не так плохо?
— На мой взгляд, она дает возможность управлять своими ресурсами, когнитивными, эмоциональными. Школа ведь должна не только учить наукам, но и воспитывать личность, а без волевых качеств это невозможно. Другой вопрос в том, что систему оценивания можно сделать более мягкой, постепенно приучать школьников к тому, что в жизни она будет в любом случае. Это нужно даже не для учебного заведения, а для самих ребят, ведь оценки — показатель того, как они справляются с определенными видами деятельности. К тому же, если полностью отменить оценивание, поползет вся система воспитания. У ребенка тут же возникнет вполне логичный вопрос к родителям: «Почему это в школе меня не трогают, а вы что-то требуете?». Родители будут просто дискредитированы как люди с воспитательной функцией.
— Вместе с тем озабоченность некоторых школ, родителей оценками и экзаменами порой доходит до абсурда. К чему это может привести?
— Запугивание детей экзаменами, например, ОГЭ, ЕГЭ, — очень плохая практика. Дети ломаются, порой под таким давлением все доходит даже до самых страшных последствий. Очень распространенная ситуация, когда у ребят усиливается невротический фон, случаются невротические расстройства. Появляются компульсии, постоянно повторяющиеся действия. Иногда возникают даже неврологические расстройства — то есть ребенок настолько перегружен психологически, что это начинает сказываться даже на работе организма.
Читайте также: Онищенко оценил предложение Грефа отменить экзамены в школах