Культурный норматив школьника: что это такое и зачем его сдавать
Культурный норматив школьника — совместный проект двух министерств — просвещения и культуры. В перечне требований к культурному человеку копалась корреспондент «Вечерки».
Идея проекта — самая что ни на есть здравая, а цель благая — вырастить из школьника культурного человека, знающего толк в литературе, искусстве и музыке. Как написано в самом документе, проект нацелен на «духовное, эстетическое и художественное развитие школьников и повышение культурной грамотности подрастающего поколения». О низком уровне этой самой грамотности давно сокрушается экспертное сообщество, печально глядя на молодежь, которая не только не в курсе, кто написал «Песнь о вещем Олеге», но и, отвечая на вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?», как правило, выбирает третью фамилию в списке.
Это не шутка. Это крик души педагога краткосрочных десятидневных курсов для школьников Натальи Романовой, чьи интернет-записки о том, с чем ей приходится сталкиваться на занятиях, можно публиковать как анекдоты. «Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, — пишет учитель, — хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так: «Мандель Штамп», «Майдель шталь», «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Смешно и грустно. Или, как говорит та же молодежь, — дно.
От А до Я
Повышать культурную грамотность и развивать школьников духовно и эстетически планируется по семи направлениям: изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, кинематограф, театр и народное творчество. То есть культурный норматив — это система, объединившая разрозненные занятия, уроки, программы и внеклассные вылазки в единую образовательную концепцию. По каждому из направлений составлен перечень произведений, рекомендуемых для изучения.
Это, собственно, и есть норматив. Объем, надо сказать, немаленький. В каждом списке — сотни наименований: в них собраны произведения культуры и искусства разных эпох, жанров и направлений.
Так, в разделе «кинематограф», например, мультфильм «38 попугаев» соседствует с «Хрониками Нарнии» и «Бриллиантовой рукой», а в литературном перечне «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Кортик» Анатолия Рыбакова стоят рядом с «Властелином колец» Толкиена и «1984» Оруэлла. На 90 процентов списки состоят из русской и советской классики, зато оставшиеся 10 приходятся на современные романы, картины, фильмы и песни, часть из которых по достоинству оценили бы родители нынешних школьников: в музыкальном блоке — Nirvana, Цой, Queen и ABBA, в киноразделе среди прочих — «Притяжение» Федора Бондарчука, «Движение вверх» Антона Мегердичева и «72 метра» Владимира Хотиненко, в списке литературы — «Чучело» Железникова и «Курьер» Шахназарова.
— Думаю, что такое разнообразие поможет детям понять: чтобы дойти до сегодняшних фильмов и книг, нужно было пройти целую эпоху. Есть наследие, от которого нельзя откреститься, потому что только благодаря ему мы достигли того, что тебе сейчас интересно, — объясняет психолог Марина Астафьева.
Критерии
— Возникает вопрос, по каким критериям разработчики нормативов выбирали наполнение, — недоумевает культуролог Филипп Смирнов. — Кто сказал, что «Битлз» — это прекрасно, а, скажем ДДТ — нет? И кто решил, что песни Елены Ваенги это плохо? На каком основании? Я думаю, что эта программа сформирована хаотическим образом без явных критериев отнесения того или иного фильма, книги или песни к необходимым в познании мира.
Можно написать любой список литературы, но открытым остается вопрос: нужен ли он? Ведь культура не в том, сколько и каких фильмов посмотрел ребенок, а в том, например, берет ли он сумки из рук уставшей матери, чтобы помочь ей.
— Действительно, — подхватывает психолог, врач высшей категории Марина Астафьева, — мы все время путаемся в понятиях «культурный человек» и «культуровед». Когда возникают подобные программы, их цель — сделать из детей культуроведа. Необязательно и невозможно знать все.
Культура должна идти изнутри. Мы знаем много примеров, когда человек цитирует писателей, а пообщаешься с ним и никакой культурой не пахнет.
И тем не менее кто бы что ни говорил, нормативы составлены, систематизированы и рекомендованы к изучению. Именно рекомендованы. На этом условии особенно настаивают разработчики программы: никто никого заставлять слушать «Богемскую рапсодию» Фредди Меркьюри, смотреть «Кин-дза-дзу» и читать «Дедморозовку» Андрея Усачева (все это есть в культурном перечне) не будет. Как прокомментировал в СМИ руководитель рабочей группы по профилю «Кинематограф», директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев, «культурный норматив — это способ дать ребенку альтернативное видение мира».
Эксперт, работавший над культурным нормативом, говорит, что он и его коллеги собирали перечень исходя из того, что «школьнику необходимо развиваться не только по линии научного знания, но и эмоционального, эстетического восприятия мира».
Доброльно-принудительно
Но бывает и так: стоит появиться какому-нибудь ноу-хау, как школы начинают соревноваться друг с другом в продвинутости и отчитываться, как ловко получилось внедрить новую программу вышестоящему начальству. У педагогического сообщества на счет «необязательности» нормативов никаких иллюзий.
Как только в пилотных школах новая метода «окультуривания» школьников будет обкатана, избежать занятий в рамках культурного норматива, скорее всего, не удастся никому.
«Если бы я не работала в школе, я, может быть, считала, что все рекомендательное — только рекомендательное, — написала в своем аккаунте в соцсетях учитель Виктория Баранова. — Увы и ах, наша система образования работает немного по-другому. Если бы это были рекомендации, ими можно было просто пользоваться. Но поскольку это целая программа, то, естественно, ее подхватят».
Действительно, методика освоения культурного норматива расписана подробнейшим образом и разделена три части: активная — это посещение выставок, театров и кинотеатров, креативная — проведение мастер-классов, подготовка индивидуальных проектов, встречи с деятелями культуры и электронная — самостоятельное изучение произведений на рекомендованных интернет-ресурсах.
Мало того, занятия эти систематические, и по итогам каждого ученик должен заполнять «Культурный дневник», описывая в нем свои впечатления от увиденного и услышанного. А в конце учебного года окультурившемуся ребенку придется сдавать культурный норматив, отвечая на список вопросов,составленных по тем произведениям, которые он освоил. По итогам тестирования школьник получит бронзовый, серебряный или золотой значок. Почти как при сдаче норм ГТО.
— Хотя, это, конечно, странно, — считает психолог Астафьева. — Как можно оценивать культурного человека? Школа с ее пятибалльной системой — это не способ оценки культурного уровня подрастающего поколения.
Учитель или родитель?
Культурные перечни разделены на три группы (для учеников 1–4-х, 5–8-х и 9–11-х классов ) и похожи на сборную солянку из фильмов, картин и памятников архитектуры. Но вот вопрос: смогут ли дети переварить эту солянку.
— Не уверен, что хотя бы один ученик изучит все, что внесено в норматив, — сомневается социолог Алексей Рощин. — Если большая часть школьников осилит хотя бы 10 процентов из списков по каждому направлению, уже хорошо.
Хотя весь перечень осваивать, думаю, нет необходимости. Главное же, не поставить галочку — «прочитал», «посмотрел», а выработать у детей навык. Чтобы они понимали, что читать книги, ходить в театры, музеи и на выставки — дело хорошее, от которого есть польза и удовольствие.
Современным школьникам культура малоинтересна. Большую часть их жизни составляют компьютерные игры и соцсети. Культурные нормативы представляют собой благое пожелание. Но как бы оно ни осталось обыкновенным бумаготворчеством. С другой стороны, уверен социолог, многообразие перечня развязывает руки учителю, у которого появится больше возможностей увлечь детей.
— Учитель сможет формировать собственный стиль обучения, — говорит Рощин. — Как ему захочется. С него снимется множество запретов, хотя объем программы избыточен и может стать обузой. Сейчас ситуация такая, что принуждения в школе практически не остается. Нет методов, способных заставить школьников учиться, и фактически единственный вариант как-то преподать знания — если учитель способен увлечь. В этой программе на первый план выступает именно он. Но учителей, способных увлечь, мало.
Однако есть и другое мнение. Психолог Астафьева, например, считает, что в «окультуривании» детей главную роль играет не школа, а родители:
— В современном мире с помощью гаджетов все доступно. Не прикладывая никаких усилий, мы совершенно спокойно можем все постигнуть. Если что-то исходит от школы, для ребенка это уже обязаловка. Нельзя заставить быть культурным. К культуре надо привлечь, ей надо научить, надо показать. Это могут сделать только родители. Если семья в принципе любит читать, значит, она приучит к этому ребенка. И уже с таким ребенком школе легче будет работать. Самое главное — это привить желание читать, посещать музеи, беседовать об этом. Школа этого сделать не может.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Екатерина Морозова, председатель Единой независимой ассоциация педагогов:
— В связи с тем, что сейчас мало где преподают МХК (Мировая художественная культура. — «ВМ»), детям необходимы дополнительные гуманитарные знания. Задачи и цели замечательные, но кто будет воплощать их в школе? Или реализация программы ляжет на плечи учителя? Если мы хотим, чтобы проект не был формальным, может быть, нужно отдельных специалистов выделять — тьютера, методиста? Учителя в школе находятся до вечера, участвуют в дополнительных программах и элективных курсах.
По субботам классные руководители часто выезжают с детишками на экскурсии. Остается воскресенье. Если его занять, всем будет тяжело. Плюс ко всему дети будут меньше времени проводить с семьей, родители как участники образовательного процесса будут выключены из него. Надо четко продумать регламент исполнения новой программы. Как она будет воплощаться в жизнь на местах, в школе? Мы этого, к сожалению, не увидели.
Ольга Галузина, зампредседателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки:
— Не все родители понимают, с чего нужно начать культурное воспитание ребенка и какие основополагающие произведения нужно исследовать, чтобы дать ему хотя бы какой-то минимум. Программа нам в этом помогает. Школа здесь разделяет ответственность с родителями. В школе изучается какая-то часть культурного наследия. Что примечательно, знания систематизированы. Прописаны авторы, на которых нужно обратить внимание. Я считаю, что родители должны воспользоваться возможностями, которые дает новая программа: она — решающее звено в формировании детей как личностей и как граждан. Считаю проект очень удачным.
Читайте также: РПЦ подчеркнула важность введения культурных нормативов для школьников