Русская орда захватывает фестиваль
Сюжет:
ММКФ - 2012«Не в силе бог, а в правде»
«Орда» Андрея Прошкина, мощный фильм-притча. Его сюжет, придуманный Юрием Арабовым, связан с известными событиями середины XIV века. Главный нерв тут - противостояние двух мировоззрений, двух сильных личностей, «великого хана» Тайдулы и московского митрополита Алексия. Тайдула пытается вылечить свою внезапно ослепшую мать, но с офтальмологами в XIV веке было туговато. Последнюю надежду деспот возлагает на владыку Алексия: о нем идет слава целителя по городам и весям. Сам же Алексий (Максим Суханов) в чудеса как истинно православный не верит. Он уповает на Божью волю. Но выбора нет: злой хан обещает дотла спалить Москву, если владыка не излечит его мать. И Алексий берется за сотворение чуда...
Очень красивая «Орда» снималась долго, в течение двух лет. Причем деньги дали Фонд кино и компания «Православная Энциклопедия».
- Мы снимали фильм о том, что Бог есть, мы снимали про ощущение Бога, - говорит режиссер Андрей Прошкин.
- Наша картина о том, что Бог не принимает заказы на чудо, - добавляет Юрий Арабов. - Не принимает Бог требований чуда ни московского православия, ни западного, никого он не принимает. Эта картина о хождении интеллигента во власть, картина современная. Это хождение в фильме кончилось подаренной шубой и тем, что человека чуть не убили.
- Как возник замысел картины?
- Когда я писал этот сценарий, для меня самым главным было сказать, что не в силе Бог, но в правде, - отвечает Арабов. - Моя тема – жертва, которая меняет ход истории. И это было то, что нужно. Я писал все, что хотел, и картина получилась о слабости, которая переламывает силу, картина о том, что Бог на заказы не отвечает и что зло имеет тенденцию самоуничтожаться. Мне кажется, это абсолютно современно.
О мире Золотой Оды сохранилось очень мало сведений. И самой полезной информацией для Прошкина оказались воспоминания европейских и арабских путешественников, которые попадали в Золотую Орду. Но у него не было задачи снять чисто историческую картину:
- В сценарии была такая ремарка: «Показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было», - рассказывает Прошкин. - Это ощущение некой фантастичности для нас было очень важно. Мы пытались сделать «марсианский город» для нашего глаза. Там есть мотивы ордынские, там есть мотивы азиатские и африканские, но главное там - фантазия наших художников. Я просил их не быть реалистами, не копировать, а использовать свою фантазию, создавать новое, отталкиваясь от реальности. Когда мы придумывали поведение людей, то отталкивались от современности, от того, что видим каждый день. При этом все персонажи фильма абсолютно реальны, судьба их такова, как она представлена в картине.
Максима Суханова в его персонаже привлекла гражданская позиция:
- Речь идет о гражданском поступке моего персонажа, о том, что Орда, так или иначе, существует внутри каждого человека, о том, что никакие низкие энергии не смогут победить душевные тонкие энергии.
Любовь будет рядом
Фильмом-открытия Российской программы стала лента Павла Руминова «Я буду рядом». Задуманная изначально как телесериал, история о драме молодой женщины Инны, которая постепенно уходит из жизни, превратилась в удивительно тонкое, нежное и как ни странно оптимистичное высказывание о силе любви к ближнему. Ни о церкви, ни о вере, в отличие от ленты Прошкина, там нет ни слова, но вся картина просто дышит христианскими ценностями. У жизнелюбивой героини потрясающие чувство юмора. Смех почти не смолкает – и на экране, и в зале... Для Инны самый важный человек на свете – ее шестилетний сын Митя, которого она воспитывает одна. Ее бывший – амеба, прилипшая к зомби-ящику с бутылкой пива в руке и стреляющий у экс-жены тысчонку-другую на эту красивую жизнь. Самое главное для Инны – устроить счастливое детство для сына после ее ухода из жизни. И она вкладывает в это все свои тающие силы...
Руминову как-то удается балансировать на тонкой границе между драмой и мелодрамой, сплавляя воедино и смех, и слезы – как часто бывает в жизни... Совершенно великолепна и безупречна в роли Инны Мария Шалаева, не побоявшаяся предстать на экране во всей химиотерапевтической «красоте»... Это лента – о силе добра, которая еще пульсирует в отдельных ячейках общества... Редкое кино во всех смыслах.
«Жить» всегда вредно
Новая лента Василия Сигарева продолжает его любимую тему мрачной провинции. Неоригинальное название (в мире известен почти десяток фильмов с таким названием) слегка вводит в заблуждение. Правильней было бы назвать картину «Умирать». Тема смерти – причем неожиданной – сквозная. Здесь развиваются несколько параллельных сюжетов. И ни один хорошо не кончается. На мрачном ландшафте мира далеко за кольцевой (фильм снимался в городе Суворов) неприкаянно мыкается странная парочка, выражающаяся исключительно междометиями, вскриками и матом. Ни одной внятной фразы вы не услышите от героев Яны Трояновой или Алексея Филимонова. Здесь дорога к храму заказана: загадочный поход за венчанием в церковь заканчивается трагически: героя грабят и убивают в электричке.
В другом сюжете, который держит на себе чудесная Ольга Лапшина, (по роли мать-алкоголичка, бросившая пить и взявшаяся за веник и ум), необъяснимо погибают две ее крошки... И снова много кладбища, миром которого автор, похоже, наслаждается, как и прошлом «Волчке». Рваный монтаж, отсутствие логических связей между героями и событиями - фирменный знак почерка Сигарева. С этого сеанса в Доме кино даже привычный ко многому зритель уходил почти рядами...
На вопрос, есть ли жизнь в российской провинции, картина отвечает четко: нет, и похоже, не будет. Жизнь есть только на кладбище. А еще, наверняка, - на грядущих международных кинофестивалях, где такую загибающуюся Россию очень даже ждут...