Чему служит фильм "Служу Советскому Союзу"?
Вокруг фильма о первых днях Великой Отечественной войны «Служу Советскому Союзу» нешуточный скандал разгорелся задолго до его демонстрации по телевидению. «Мягкая» просьба министра культуры Владимира Мединского об отмене показа фильма «Служу Советскому Союзу» в эфире телеканала НТВ молниеносно разнесся на просторах интернета и стал предметом бурных дискуссий. Причем предметом обсуждения стали не столько художественные достоинства или недостатки фильма (которого, кстати сказать, многие из высказывающихся даже не видели), сколько идеологический пафос картины: возможно ли подобная трактовка событий Великой Отечественной войны и, даже если возможна, уместно ли представлять ее именно 22 июня. Чтобы обговорить все эти темы «Вечерка» - накануне показа ленты – собрала людей, способных ответить на вопрос «Чему служит фильм "Служу Советскому Союзу»? Так, за одним круглым столом оказались режиссер фильма Александр Устюгов; член Комитета Госдумы РФ по безопасности Борис Резник; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Юрий Никифоров; журналист газеты «Вечерняя Москва» Антон Кочелаев; специальный корреспондент газеты Захар Артемьев; театральный и кинокритик «Вечерки» Анастасия Иванова. Ждали и еще одного гостя, чье принципиальное согласие на эфир было получено, - журналиста и шеф-редактора веб-проекта «Однако», с «легкой» руки которого и начались «сетевые гонения» на картину, но он, увы, не пришел. Тем не менее, предлагаем нашим читателям наиболее интересные моменты «круглого стола».
Борис Резник:
- Я посмотрел этот фильм вместе со своей тещей Верой Федоровной – она фронтовичка. И когда я ее спросил: «Скажи, что оскорбляет твои гражданские, нравственные чувства?» Она ответила: «Ничего. На войне всякие были ситуации, и эта история, имеет право на жизнь». Если говорить обо всех спорах, сложившихся вокруг нее, то мне они кажутся надуманными. Я лично в картине не увидел ничего худого.
Юрий Никифоров (об исторической «подоснове»):
- Один человек, говоря о лете 1941 года, снимает фильм о Брестской крепости, другой – о зэках. Фильм по сути, показывает, что весь Советский Союз – это один сплошной концлагерь, а его жители – зэки. Геббельс взял бы вас (к Александру Устюгову) на работу, посмотрев этот фильм.
Борис Резник:
- Это идеологический взгляд и совершенно неправильный. Есть художническое право, право художника взять эпизод, осмыслить и выразить свое отношение к конкретной ситуации.
Захар Артемьев:
- Александр, одной из главных претензий было то, что в вашем фильме нет ни одного положительного персонажа в советской форме, как вы это прокомментируете?
Александр Устюгов:
- У нас в форме советского солдата, вообще, ни одного человека нет. Только в форме НКВД-шников. И да, среди них практически нет положительных героев. Но это не было жестом. Когда я прочел сценарий, он мне показался хорошим сценарием. И у меня не было даже мысли, что он кого-то может оскорбить.
Борис Резник:
- Все хорошее о войне уже неоднократно сказано замечательными режиссерами и писателями. Но война ведь, по сути своей, - чрезвычайно грязное дело. Говорить здесь об оскорблении нравственного чувства фронтовиков… Фронтовики видели то, что мы не видели.
Антон Кочелаев:
- Все критики говорят: не показывайте этот фильм 22 июня. И правильно, потому что если его покажут 23-го, то к этому времени мы уже забудем о фронтовиках. Кто-то не уступит ветерану место в транспорте, какой-то ветеран не получил квартиру, другого ветерана ограбят и убьют наркоманы, охотящиеся за медалями… Так может, не стоит уделять такое внимание тому, что этот фильм будет показан по телевидению?
Юрий Никифоров:
- Если бы я, как гражданин, мог на что-либо влиять, то я бы отказал в государственном финансировании такого рода проектам.
Захар Артемьев:
- Александр, а зачем вы, вообще, снимали фильм? В чем было послание?
Александр Устюгов:
- Во-первых, я патриот. Так мне всегда казалось до этих обвинений. На самом деле, я сам считаю, что фильм получился не очень хорошим. Мне очень интересно было работать над фильмом, общаться с консультантами. Я много узнал нового о том времени. А получилась гнусь, как пишут в интернете, снятая на деньги американской контрразведки.
Антон Кочелаев:
- Сформулирую вопрос на основе тех комментариев, которые сейчас нам пишут зрители: нужна ли нам история, если эта страница истории темная?
Устюгов:
- Я за высказывание всех позиций. Я согласен, что художественные произведения должны отражать позицию государства. Но во всем должна быть мера. И я не считаю, что в фильме мы эту палку перегнули.
Никифоров:
- Мы не занимаемся сокрытием темных страниц истории, особенно последние 20 лет. Вот в фильме Александра баланс не соблюден. И нет людей, которые могли бы сказать, что это уже совсем не похоже на правду.