Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Чтобы костюмчик сидел: история главного зимнего волшебника

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Развлечения
Чтобы костюмчик сидел: история главного зимнего волшебника
ДЕД МОРОЗ / Фото: «Вечерняя Москва»

Образ Деда Мороза уходит корнями в историю, не раз менялись и цвет его наряда, и фасон, «Вечерняя Москва» проследила эволюцию праздничного костюма главного зимнего волшебника.

Наряд Деда Мороза за минувшие столетия претерпел ряд изменений.

— В эволюции костюма Деда Мороза можно выделить три основных этапа, три периода — языческий, христианский и постреволюционный, — говорит кандидат исторических наук Анастасия Назукина. — Зимний волшебник стал персонификацией мороза у наших предков, ведь он был хозяином стужи. Разные славянские племена называли его по-своему: Морозко, Корочун, Трескунец, Студинец.

По словам историка, в дохристианские времена Хозяин зимы представлялся людям как высокий, статный, внушительных размеров седовласый старик, с густой и пушистой бородой, похожей на снег. Передвигался он на запряженных тройкой санях (три белых коня — три зимних месяца), одет был в теплую, почти до пят шубу. После Крещения Руси, когда языческие верования стали постепенно уступать свои позиции православию, праздничный наряд зимнего чародея стал белым или бело-серебристым: в христианской традиции белый цвет символизировал чистоту, совершенство, мир и взаимопонимание.

— Костюм был оторочен лебяжьим пухом и расшит серебром, что олицетворяло холодный северный простор. Шубу украшал орнамент из восьмиконечных звезд, — рассказывает Назукина. — Головной убор был традиционной овальной формы, как шапки у бояр, и всегда соответствовал по цвету шубе. Шапку тоже украшали серебряным или жемчужным шитьем, отделывая ее тем же лебяжьим пухом. Оторочка на ней была с треугольным вырезом. Он был похож на крылья или рога, которые были символом власти и могущества.

(К слову, октограмма, или восьмилучевая звезда, в христианской традиции называется Рождественской или Вифлеемской. Она взошла на небосклоне, знаменуя рождение младенца Иисуса, и указала дорогу волхвам, которые отправились поклониться Сыну Божьему.)

— Завершал образ волшебника его витой посох, украшенный хрусталем. Навершием ему служила лунница (украшение в виде полумесяца. — «ВМ») или голова быка, — продолжает историк.

В языческой традиции полумесяц служит символом достатка, в раннехристианской — Богородицы. Как отмечает Назукина, в XIX веке образ Деда Мороза под влиянием литературы претерпел очередные изменения. Писатели изображали зимнего чародея по-своему. Например, Мороз Иванович из сказки Владимира Одоевского, опубликованной в 1841 году, показан справедливым волшебником, который всегда готов приветить умелых да работящих, а неумех и лентяев, наоборот, наказать. Таков же он и в русской народной сказке «Морозко», что потом легла в основу знаменитого фильма Александра Роу. А вот в поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863 год) зимний владыка предстает воплощением стихии, в целом недоброй и к людским бедам равнодушной.

— Восприятие Деда Мороза меняется, по–этому в конце XIX века его шуба и шапка стали холодного синего цвета, их украшали серебряной нитью, имитируя морозные узоры на стекле. Оторочку шубы стали делать уже из белого меха, — говорит историк.

По словам Назукиной, в послереволюционный период одежда зимнего волшебника приобрела революционный красный цвет, прямо как на пролетарском флаге.

— Трехпалые рукавицы заменили варежками. Дедушка стал носить красные сапоги с приподнятым носком и скошенным каблуком, — поясняет историк. — В СССР у Деда Мороза появился красный мешок с подарками. Именно таким мы его видели во многих советских мультфильмах. К тому же в них он часто мчался не на тройке лошадей, а на лыжах. Изменился и посох, навершием которого стала служить пятиконечная звезда.

А 1960-е годы в ряде советских республик Дед Мороз стал появляться в праздничном одеянии зеленого цвета.

Современные же Дедушки Морозы наряжаются кто во что горазд.

— Раньше Дед Мороз был мужчиной статусным и должен был носить солидные одежды в царском или боярском стиле. А теперь он может предстать перед публикой и в спортивном костюме с кроссовками, и в короткой душегрее да молодецких сапогах, — отмечает дизайнер одежды Наталья Сходнова. — Те же процессы происходят в обществе в целом. Сейчас солидный бизнесмен вовсе не обязан ходить в дорогом деловом костюме, подчеркивающем его статус. Можно просто надеть джинсы, майку и кроссовки. Это давно стало нормой.

По ее словам, Дед Мороз утратил свою сакральность и стал вполне светским персонажем. А потому может появляться на людях в белом, голубом, синем, красном, золотом...

— Сейчас основной тренд для Дедов, как и в моде в целом, — это разнообразие и отсутствие привязки к статусу, — считает Сходнова. — Наверное, самым неизменным атрибутом Деда Мороза сейчас остается только длинная белая борода.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.