Режиссер Мила Комракова: Артисты балета могли работать, даже балансируя на канатах
В предстоящий понедельник, 29 мая, в столичном киноклубе «Фитиль» пройдет закрытая премьера танцевально-музыкального фильма «Кошки. Зачем они нужны?». Также со временем новый фильм можно будет посмотреть на канале сценариста и режиссера танцевальных фильмов и создателя ленты «Кошки. Зачем они нужны?» Милы Комраковой, обладательницы более 100 наград самых престижных кинофестивалей короткометражного танцевального кино. «ВМ» пообщалась с режиссером, расспросив о премьере, творческих планах и о том, какие московские пейзажи больше всего вдохновляют творческих людей на создание оригинальных сюжетов.
Фильмы Милы Комраковой «На пределе чувств», «Побег», «Стена» и «Вкус ночи» не раз побеждали на международных масштабных фестивалях во Франции, в Канаде и США. Мила Комракова тесно сотрудничает с хореографами и лучшими танцорами из Аргентины, Венгрии и России, так как в ее фильмах именно танец является языком повествования. И если раньше танцевальные фильмы Милы строились в основном на танго, то теперь в лентах появились новые интересные виды танца: контемп, современный балет и даже хип-хоп.
Ее короткометражки отличаются тем, что смотрятся на одном дыхании и никого не оставляют равнодушными. А премьера — фильм «Кошки. Зачем они нужны?» — заставит задуматься буквально над вопросом жизни и смерти: а хватает ли нам человеческого тепла, способного удержать нас на грани отчаяния? Ответ узнаем, в том числе и благодаря танцу.
— Мила, расскажите, пожалуйста, как вам изначально пришла идея снимать фильмы, где сюжет передается с помощью танца и музыки?
— С детства обожала балет и танцы, но сама никогда не пробовала себя в этих жанрах искусства. Побывав в Аргентине, вдруг оказалась полностью захвачена их самым главным национальным танцем — аргентинским танго. Начала серьезно заниматься — и в группах, и индивидуально. Можно сказать, что мое новое увлечение стало озарением, вспышкой, благодаря которой я увидела многое в другом свете. Словно я передатчик энергии аргентинского танго. Да и танцев в целом. В том числе благодаря им и пришла идея создать фильм «Кошки. Зачем они нужны?». В нем актеры, исполняющие главные роли, — заслуженный артист России, лауреат премии президента РФ Олег Габышев и лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» Любовь Андреева — ведущие солисты балета театра Бориса Эйфмана. С помощью пластики тел они рассказывают сложную трагическую историю человека, сломленного обстоятельствами.
— Мила, расскажите, о чем ваш новый фильм? Есть ли герои в реальной жизни, которые послужили прототипами персонажей в кино?
— Лента покажет историю обанкротившегося бизнесмена, не желающего жить дальше. У меня был московский друг, который из-за проблем в бизнесе решил свести счеты с жизнью. Но в фильме от непоправимого шага его удержит живущая на опечатанном складе кошка, превратившаяся в девушку. История главного героя помогает осознать, что даже сильные из нас очень уязвимы и нуждаются в помощи. Нехватка простого человеческого тепла — одна из главных проблем в современном мире. Особенно когда люди держат все в себе.
— Почему название фильма связано именно с кошкой?
— Кошка — это метафора, не просто домашнее животное, а, скорее, мистическое существо. И героиня фильма — это не девушка-кошка, а собирательный образ тех, кто может в трудную минуту оказаться рядом, помочь в сложной жизненной ситуации. И весь посыл фильма состоит в том, что все можно начать с нуля, даже если кажется, что жизнь разрушена. И герою помогает как раз кошка — живое существо, которое отдает свою частичку тепла и помогает сохранить жизнь. В названии фильма тоже отдана дань кошкам — как тем, кто способен прийти и лечить душу, брать на себя негатив. Кошки — наша поддержка. Верю, что они обладают большой мистической силой.
— Насколько артисты, в данном случае мастера балета, были готовы к исполнению трюков, схожих с цирковыми?
— Это не просто танцовщики. Это универсальные многоплановые артисты, воспитанные знаменитым Борисом Эйфманом. Он, кстати, говорил, что «язык тела — это очень древний, очень мудрый и уникальный инструмент самовыражения, познания и общения». Все его спектакли — это синтез нескольких искусств. Поэтому его ведущие солисты Олег Габышев и Любовь Андреева — уникальные люди, умеющие экспериментировать. Они были готовы на все, даже висеть на веревках, на специальных подвесах, без дополнительных страховок. Меня восхитило их абсолютное бесстрашие!
— То есть в фильме мы видим танец двоих?
— Зритель будет думать, что двоих. Но на самом деле — четверых. Олег висел на специальном подвесе, на другом конце которого противовесом работали каскадеры. Они тоже выучили этот танец, знали малейшие движения артистов и создавали для них возможность выполнять сложнейшие поддержки. Сами артисты, Олег Габышев и Любовь Андреева, могли по-разному двигаться только тогда, когда каскадеры ослабляли или натягивали веревки. Стоило только их затянуть — артисты взлетали вверх.
— Для таких трюков нужна специальная подготовка. У артистов она была?
— Да, и у них она есть. Тем более что Олег Габышев — спортсмен, занимается триатлоном, участвует в заплывах-марафонах и является приверженцем моржевания. При этом с большой творческой составляющей. Любовь Андреева — ведущая солистка в театре Эйфмана, участвовавшая в сложнейших постановках. Меня впечатлило то, как они оба быстро выучили сценическую хореографию. Два часа — и они запомнили всю постановку! Я ожидала долгих часов репетиций. Но ребята — суперпрофи! И нам понадобилось встретиться только еще раз, чтобы сделать предварительные съемки.
— Фильм «Кошки. Зачем они нужны?» снимался в помещении. А возможно ли снимать танцевальные фильмы на открытых площадках? Есть ли в Москве интересные для этого специальные места?
— Один из моих фильмов — «На остановке» — мы снимали на улице, да еще под дождем. Было плюс четыре градуса, холодно, конец октября. Но сюжет идеально лег в такие непростые для актеров погодные условия. Но моя нынешняя мечта — снять кино на крышах небоскребов «Москвы-Сити». Мне очень нравится это место. Оно молодит и вдохновляет, позволяет ощутить атмосферу захватывающего будущего. Международный деловой центр стал для меня соединением прошлого и будущего, стекла, бетона и металла. Прошлое — это названия: мост «Багратион», башня «Федерация», а будущее — те технологии, которые помогли все это создать на долгие годы. Вот на таких площадках хочется снимать.
— Какие места силы в Москве у вас есть?
— Москва не стоит на месте. И это хорошо, когда город не застывает, движется, развивается. Может, для кого-то такой ответ покажется пионерским, наивным, но я обожаю Красную площадь. Можно сказать, что это мое место силы. А еще люблю Замоскворечье и Якиманку. Несмотря на все исторические здания, вокруг кипит жизнь. Мегаполис приобретает современный лоск, сохраняя старину и добавляя в свои ряды архитектурные новинки. Все это придает ухоженность и шик!
— Мила, расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах на будущее. Уже есть интересные задумки для новых фильмов?
— Хочу попробовать снимать московские крыши. Пусть они станут моей новой съемочной площадкой. Задумок много. Если понимаю, что нет ничего в запасе, начинаю нервничать. Но сценарии есть, один из них — «Кукловод». Сдавая один проект, освобождаю место для следующего. Творчество должно быть бурным, постоянным. Пока есть силы, им нужно вовсю заниматься. Снимать, делать, работать!