Леос Каракс: Во взрослой жизни не бывает друзей
Московская премьера картины «Корпорация «Святые моторы» стала главным кинособытием ноября. Это история о существе, которое перемещается из жизни в жизнь. Персонаж Дени Лавана воплощается то в мужчину, то в женщину, то в юношу, то в умирающего старика. «Вечерка» поговорила с создателем фильма. Как обычно режиссер не снимал черных очков, был немногословен и печален.
Месье Каракс, почему вы решили изменить свое настоящее имя — Алекс Оскар Дюпон — и стали Леосом Караксом?
Это произошло в 13 лет. Тогда я еще не знал, что буду заниматься кино. Я был лидером в мальчишеской группировке, был очень живым, активным.
А потом стал молчаливым. Захотел себя преобразить, потому и сменил имя.
«Корпорация «Святые моторы» — ваша первая картина за последние 13 лет. Почему так долго молчали?
Молчал, потому что не находил достойных проектов. Я отдыхал, гулял, размышлял. Но были и другие причины.
К тому же нельзя сказать, что я ничего не снимал. Я не снимал игровое кино, но я снимал клипы и документальное кино.
Говорят, что вы сами создаете о себе какие-то мифы, в частности ореол мизантропа, который сторонится людей…
Я слышал, что обо мне говорят. Наверное, это правда. У меня просто нет друзей-кинокритиков, да и вообще друзей особо нет. Разве что Дени Лаван — лучший из актеров, которых я знаю (в картине он блестяще сыграл все роли. — «ВМ»).
И потому мне с ним интересно дружить, общаться. А еще — девушки-подружки, которые играют во всех моих фильмах.
Дружбы в работе не бывает. И вообще во взрослой жизни вряд ли бывают друзья.
Вы так сторонитесь людей, что, похоже, вам никто не нужен...
Вероятно, так оно и есть! Я живу в своем собственном мире, много путешествую. Во Франции я не ощущаю себя французом. Это чувство характерно для нас. Единственный остров, на котором лучше видны и смерть, и жизнь, — это кино. Только в нем я чувствую себя хорошо. А в реальном мире — нет! Прекрасно, что этот остров существует. Но вообще, на мой взгляд, человек, даже публичный, не создан для того, чтобы откровенничать.
Как и мой герой, я ношу маску и не снимаю ее. Хотя знаю, что это тоже может плохо кончиться, с этим нельзя заигрывать.
Ваш герой в картине все время меняет маски. Почему вы не подарили ему собственное лицо?
Я задумывал свой фильм как научную фантастику. И мой герой действительно не имеет своего собственного лица.
У него странная работа: он переходит из одной жизни в другую. И тот мир, который я создал, проживает за несколько дней такое количество человеческих опытов, который обычный человек проживает за несколько лет. Если бы мне понадобился конкретный герой — чиновник, или мясник, то это потребовало бы конкретного сюжета.
У вас есть мечта?
Я хотел бы прожить жизнь в музыке. Я бы хотел быть композитором и музыкантом. Но так сложилось, что музыка меня не любит. Моя мечта создать фильм, который и станет музыкой. Но пока, увы, этого не получается. Надо, чтобы музыка полюбила меня.
А она не полюбила, как, впрочем, и писательство. Я ведь с шестнадцати лет подавал сценарные заявки. Безрезультатно.
Вы до сих пор верны памяти своей покойной жены Катерины Голубевой?
Я бы не хотел об этом распространяться. Скажу только, что она была самой лучшей, самой красивой актрисой, которую только я знал. А кинематограф ее недооценил, режиссеры и продюсеры — тоже. И сейчас они жалеют об этом. И я тоже жалею, очень сильно.