Амазонки русского авангарда
Содержание праздника очень исказилось, — считает координатор Екатерина Усова, — сегодня он ассоциируется чуть ли не с милыми домохозяйками. Но изначально это был день женщины-работницы, которая боролась за свои права.
В 1913 году праздник впервые отметили в Петербурге. Тогда власти разрешили провести «Научное утро по женскому вопросу», на которое собралось более полутора тысяч представительниц прекрасного пола. Столетию этого события и посвящена выставка.
Экспозиция дает представление о развитии женского движения в искусстве XX века и помогает переосмыслить его на новом этапе в веке XXI. К ключевым моментам в истории феминизма подобраны произведения авторов-женщин.
Первая тема связана с «амазонками русского авангарда», как их назвал поэт-футурист Бенедикт Лившиц.
Впервые женщины стали не просто музами или подругами художников, а равноправными участниками художественного процесса.
Они тонко внедряли новые идеи путем прикладных вещей: рисунки для текстиля и дизайн платьев Поповой и Степановой, роспись по фарфору группы Данько и Шероновой. Небольшую часть занимают портреты возрожденных советских женщин глазами мужчин.
Работницы заводов и фабрик, строители и спортсменки — гордые и прекрасные женщины смотрят с плакатов, картин и фотографий того времени.
На выставке представлено не только прикладное и изобразительное искусство, внимание уделено и видеоарту.
Этот вид творчества связан прежде всего с развитием феминизма за рубежом в 60–80-е гг. Художницы обратились к идее документальности, которая позволила им поставить вопрос о социальной и гендерной идентичности еще острее.
Одно из ключевых произведений этого периода — «Семиотика кухни» американки Марты Рослер. Это пародия на жанр кухонных шоу, который тогда был очень популярен в Штатах. Марта с непроницаемым лицом перечисляет по алфавиту названия элементарных кухонных приборов и показывает их применение. Делает она это не только с явным негодованием, но и с юмором. Движения грубы и резки, грохот пустой посуды раздражает, а в сознании зрителя появляется образ замученной домохозяйки, как робот повторяющей каждодневные движения.
Равенство полов в семейном быту — часто обсуждаемая тема и сегодня. Недаром видео Марты собрало множество подражателей в YouTube.
Кстати, творчество современных авторов тоже представлено на выставке.
В новом тысячелетии феминистское искусство обратилось к фантазиям, страхам, нарциссизму. Тут и обращение к снам Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?», и переосмысление идеологического образа Валентины Терешковой, и исследование виртуального мира.
«ФЕМИНИЗМ: ОТ АВАНГАРДА ДО НАШИХ ДНЕЙ»
ст. м. «ВДНХ»
Пр-т Мира, 123 б
МВЦ «Рабочийи колхозница»
8 марта – 12 мая, 12:00-21:00, ПН, (20 р., 250 р.)