Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Памяти режиссера Алексея Балабанова. Он снимал кино о смерти и мечтал жить

Сюжет: 

Умер Алексей Балабанов
Развлечения
07.09.2012 Режиссер Алексей Балабанов перед показом фильма "Я тоже хочу", проходящим в рамках 69-го Венецианского международного кинофестиваля во Дворце Кино.
07.09.2012 Режиссер Алексей Балабанов перед показом фильма «Я тоже хочу», проходящим в рамках 69-го Венецианского международного кинофестиваля во Дворце Кино. / Фото: РИА «Новости»

Апрель 2008, ночной эфир Первого канала, едва ли не последнее появление Алексея Балабанова на телевидении. В рамках гордоновского "Закрытого показа" обсуждают "Груз-200". Фильм, который вызвал скандал задолго до выхода в прокат. Фильм, который разделил между собой на два враждующих лагеря всю российскую кинопрессу. Да и не только кинопрессу. Вот, скажем, сидящая в студии комммунистка Савицкая, уже практически орет в лицо режиссеру: "Да он же больной, ему нельзя кино снимать!" Савицкой вторит музыкант Лоза, чей "Маленький плот" звучит в самой страшной сцене в русском кино последних лет - укравший девушку милиционер везет ее на мотоцикле сквозь серый промышленный пейзаж. То есть вроде пока ничего чудовищного не происходит - впереди зрителя ждет и сцена с бутылкой, и мертвый жених-афганец рядом с прикованной к кровати невестой, и сумасшедшая мама милиционера, ставящая диагноз стране - "мухи у нас". Но то ужасы визуализированные, а вот "Плот" Лозы, серо-зеленые поля, торчащие тут и там трубы, мотоцикл с люлькой - все это вместе заставляет сжаться от абсолютно инфернального чувства. 

[CDNVIDEO=Груз-200. Трейлер][/CDNVIDEO]

"В нашей стране такого не было!" - кричит Лоза. "Этот фильм основан на реальных событиях" - спокойно отвечает Балабанов. И теперь понятно, что так или иначе это чистая правда - ну какие могут быть сомнения в убийственной точности "Груза-200" после чудовищных историй с бутылками в Казани и Волгограде?

Балабанов вообще очень тонко чувствовал время. Его легкие, практически воздушные "Счастливые дни" по Беккету были наряду с "Астеническим синдромом" Киры Муратовой лучшим зеркалом абсурдистского мироощущения страны начала 90-х. "Про уродов и людей" - мрачная декадентская притча про тесное родство кино и порока поймала хвост постперестроечной чернухи. Но в то же время это совершенно сделанное, холодное, рассудочное кино и в конечном счете просто прекрасное кино про то, что вот-вот все закончится. И тут Балабанов оказался прав. 

"Брат" и "Брат-2" - самые популярные и (до "Груза-200") самые спорные фильмы Балабанова, которые возводят на пьедестал антигероя и заставляют публику самым нескромным образом ассоциировать себя с ним. Они же рублеными фразами из сценария поводят черту под эстетикой 90-х - "вся сила в правде", "вы гангстеры? - нет, мы русские". 

[CDNVIDEO="Брат" - трейлер (2000)][/CDNVIDEO]

Все фильмы Балабанова, снятые за последние 10 лет, были о смерти. В "Мне не больно" героиня Ренаты Литвиновой умирает от рака. В "Морфии" провинциальный врач в финале стреляется в синематеке под хохот и улюлюканье вдохновленной движущимися картинками публики. В "Кочегаре" главный герой, сжигающий трупы, которые ему приносят братки, пописывает себе приговор, отомстив за убитую дочь. Только теперь становится понятно, что смерть и разложение интересовали Балабанова не сами по себе, в чем его часто упрекали критики. В своей последней картине "Я тоже хочу" Балабанов появляется в небольшом эпизоде в роли самого себя - режиссера,члена Европейской киноакадемии. И тут же умирает. Конечно, это никакое не предчувствие. Он знал, что угасает. Балабанов буквально кричал об этом - не только, кстати, в фильмах, но и в тех многочисленных интервью, которые он, всегда сторонившийся журналистов, неожиданно начал давать в последний год. Публика жала плечами и не верила - рисуетесь, господин режиссер. Как можно не поверить мастеру, не сфальшивившему ни разу в жизни, понять сегодня невозможно.

[CDNVIDEO=Мне не больно - Трейлер][/CDNVIDEO]

Мизантроп, одиночка, любитель провокаций, "проклятый поэт", палач актеров (они и правда умирали, снявшись в фильмах Балабанова один за другим - от Сергея Бодрова-млашего до "кочегара" Михаила Скрябина) - все эти штампы о Балабанове сегодня не имеют никакого значения. Сегодня важно одно - мы потеряли лучшего постсоветского режиссера, чудовищно недооцененного, но чья подлинная - в том числе и международная - слава еще впереди.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В субботу вечером стало известно, что легендарный режиссер Алексей Балабанов ушел из жизни. О печальной новости сообщил продюсер Сергей Сельянов.

Накануне корреспондент "Вечерней Москвы" взяла, как оказалось, последнее интервью у талантливого режиссера и поговорила с ним о новой картине, которую Алексей Балабанов собирался снимать по собственному сценарию.

Теперь это интервью читается совсем не так, как вчера. И становится страшно от того, что многие слова звучат в нем, как пророчества.

Эксклюзив "ВМ". Фрагменты из последнего интервью режиссера

-   Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, - не скажу. Вовсе не потому, что держу интригу, а потому, что "сценарий - это сценарий, а кино - это кино". Хотя я сценарию не пишу, я "кино пишу".

- В Москве я жил долго, и, если честно, не люблю ее. Шумный город, суетливый, неприветливый. Да, я и Петербург в последнее время не сильно люблю. Скучаю без звона колоколов, который слушал и в Москве, и в Петербурге. Живу сейчас под Петербургом, и мне нравится, там тихо, никого нет. Покой, гармония... (ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА...)

Алексей Балабанов. Последняя встреча

О последнем интервью Алексея Балабанова...И последней встрече режиссера со зрителем. В Ленинграде, с его "Я еще не хочу умирать".

Режиссер прямо и просто сказал, что «верит в Бога». Показывая на окно, я спросила: «Рядом с нами Александро-Невская Лавра, и в ней раздается чудесный колокольный звон, вы любите звон колоколов?»

Мгновение, и… «Да, я люблю звон колоколов!».

Я видела, чувствовала, что Алексей Балабанов устал, хотя вида не подавал… И отпустила его к съемочной группе фильма «Я тоже хочу». Перед прощанием у меня вырвалось: «Вы очень добрый и очень честный!».

Алексей Балабанов еще раз внимательно на меня посмотрел и сказал: «Стараюсь!».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.