Премия «Петрополь»: Пушкин стал бы великим русским блогером!
15-я художественная премия «Петрополь» накануне дня рождения Александра Пушкина была вручена на Мойке, 12 видным представителям российской культуры. В компании с народным художником РФ Борисом Мессерером, народным артистом России Сергеем Мигицко, легендарным музыкантом Максимом Леонидовым, кинокомпозитором Андреем Сигле, митьком всея Руси Дмитрием Шагиным оказался и петербургский корреспондент «Вечерней Москвы» Михаил Садчиков, награжденный «за вкус, меру и талант в современной журналистике».
За 15 лет существования этой престижной, хотя и не пафосной, премии ее лауреатами становились: Алиса Фрейдлих, Олег Басилашвили, Михаил Шемякин, Сергей Юрский, Андрей Битов, Георгий Тараторкин и еще больше 100 достойнейших представителей российской культуры и искусства.
Художественная премия «Петрополь» основана в 1999 году Всероссийским музеем А.С.Пушкина и ежегодно присуждается за «достижения в области культуры и искусства, за оригинальные проекты и поддержку культуры (меценатство)». Символы премии – бронзовые скульптуры Ксении Блаженной и Федора Достоевского. Церемония по традиции проходит в квартире-музее Пушкина, святом месте для любого творческого человека.
В Петербурге нынче стоит жаркая солнечная погода, но во дворе Мойки,12 тень и прохлада, а бронзовый памятник Александра Сергеевича приветствует всех собравшихся и наводит на мысли о высоком. В этом удивительном уголке отступают на второй план суетные проблемы, и сама душа жаждет покоя и воли. Здесь нет звезд и кумиров, даже звания народных, заслуженных, международных лауреатов теряют вес. Зато в цене такие подзабытые ныне понятия как «честь», «достоинство», «бескорыстие», «милосердие». Невозможно представить, чтобы на эту премию продавались билеты, а лауреаты приезжали за конвертом с внушительной суммой. Сюда едут не за званиями и наградами, а поклониться вечно молодому гению, солнцу русской поэзии, нашей культуры.
Однако высокий настрой не мешает лауреатам и представляющим друзьям, коллегам быть шутливыми, раскованными. Митек, художник Дмитрий Шагин вспомнил, как с закадычным другом музыкантом и писателем Владимиром Рекшаном они приехали в Михайловское, и часов в восемь утра наткнулись на стайку местных сельских работяг, которые приправляли завтрак стаканов водки, с серьезными лицами говоря: «Ну, давай – за Сергеича!» Шагин поначалу подумал, что «Сергеич» - какой-то бригадир, и только потом дошло: «Пушкин!»
Шутки-шутками, но душа просит и разговора о главном… Вдоволь нашутившись, 82-летний Иван Иванович Краско, который пришел на премию с двумя своими сыновьями-школьниками Ваней и Федей впервые в своей долгой актерской биографии рискнул прочесть на публике пушкинского «Пророка» и прочел так страстно, что в зале наступило оцепенение, сменившееся долгими-долгими аплодисментами.
«Петрополь» часто называют петербургской премией, но с таким же успехом ее можно назвать и премией двух столиц, потому что лауреаты, как правило, живут и творят на два города. Вот Максим Леонидов, казалось бы, символ петербургской рок-культуры, основатель легендарного бит-квартета «Секрет», отметившего этой весной 30-летие. Но так случилось, что несколько лет назад именно Москва дала шанс Максиму неожиданно раскрыться в жанре мюзикла. Сначала в театре Александра Калягина он блистательно сыграл главную роль обаятельного афериста Макса в мюзикле «Продюсеры», а в нынешнем театральном сезоне как композитор сам написал отличный мюзикл «Растратчики» по Валентину Катаеву, с успехом идущий на сцене московского Театра мюзикла. Именно за эту работу жюри присудило премию «Петрополь» музыканту, впервые попробовавшему себя в крупной форме. Поднявшись на сцену концертного зала Пушкинского музея, Максим признался, что судьба не балует его премиями, наградами, званиями, но за одну такую награду, полученную в таком месте, он готов отдать многое.
Вдохновленный неожиданной премией, Максим рассказал нашему корреспонденту, что у него вместе с поэтом Александром Шавриным пишет еще один мюзикл, который уже ждут петербургские и московские театры. Разумеется, Макс продолжает активно гастролировать со своей группой Hippoband…
На премии «Петрополь» Максим еще раз поднялся на сцену, чтобы представить своего давнего приятеля журналиста Михаила Садчикова: «Помню, я был школьником и играл на гитаре, а Миша Садчиков написал об этом статью. Прошло столько лет, я все играю, а он все пишет!»
Вместе с легендарным рокером на сцену вышла деловая и обаятельная Валерия Товпыга, исполнительный директор Санкт-Петербургского детского хосписа, которая рассказала, что Михаил Садчиков в последнее время много пишет не только о музыкальной культуре, но и о добрых делах, о благотворительности. Нередко звезды с его легкой руки принимают участие в различных благотворительных акциях, своим именем и авторитетом привлекая к добрым делам добрых людей. Буквально на днях Санкт-Петербургский детский хоспис провел масштабную акцию «Белый цветок», возродив начатую еще Николаем I традицию. 100 тысяч белых цветов были сделаны на уроках добра и милосердия петербургскими школьниками, а затем на станциях метро и в центре города студенты-волонтеры дарили их прохожим, предлагая пожертвовать любую посильную сумму. Санкт-Петербургский детский хоспис – уникальный пример синтеза государственной и частной инициативы. Это медицинское учреждение на днях отметило 10-летие. А сейчас создается такой центр в Домодедово, и петербуржцы охотно делятся своим бесценным опытом с московскими коллегами.
В традиционном слове лауреата Михаил Садчиков вспомнил, что с Пушкиным он шагает всю жизнь: родился 26 мая (как и Александр Сергеевич – по старому стилю); на выпускном экзамене написал сочинение «Пушкин – мой современник»; в Университете писал курсовую «Пушкин – журналист»; зачитывался фельетонами и памфлетами Александра Сергеевича, поражался глубине очерка Пушкина об императрице Марии Федоровне (до сих пор непревзойденном символе благотворительности в России). Новоиспеченный лауреат был немного озадачен тем, что оказался первым журналистом, удостоенным премии за 15-летнюю историю существования «Петрополя», но не посчитал это своей заслугой, а высказал желание, что в дальнейшем организаторы будут внимательнее к наследникам Пушкина-журналиста, нынешним очеркистам, фельетонистам, а, может быть, и блогерам. Ведь те «посты», что писал в журнале «Современник» Пушкин под ироничным псевдонимом Феофилакт Косичкин, сегодня вполне можно было бы назвать блогерством. По мнению Михаила Садчикова, из Пушкина вышел бы блистательный блогер - с его-то дерзким, метким слогом, тягой к вольнодумству, умением лихо расправляться с соперниками на литературном поле.
Куратор премии «Петрополь», известный петербургский поэт, театральный и кинорежиссер Николай Якимчук только улыбался, соглашаясь, что тема Пушкина и его наследия поистине бездонна, а значит, премия «Петрополь» ждет не только легенд отечественной культуры, но и новых дерзких героев.
Гостеприимный хозяин, директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов, поздравив новоиспеченных лауреатов, проводил их до «калитки», по дороге остановившись вместе со всеми у памятника Александру Сергеевичу. Лауреаты разных возрастов важно снялись на фоне Пушкина, а младшие представители семейства Краско радостно бегали по двору с книжками Александра Сергеевича в руках…
СПРАВКА «ВМ»
Премии «Петрополь» 2013 были вручены:
1. Борису Мессереру - за уникальный путь в искусстве и всегдашнее новаторство.
2. Петру Горелику - за честь, достоинство и книги последних лет.
3. Сергею Мигицко - за артистизм и яркий актерский почерк в театре и кино.
4. Дмитрию Шагину - за неустанный художественный поиск и оригинальность творческого мышления.
5. Андрею Сигле - за музыку к фильмам Александра Сокурова «Фауст», «Александра», «Телец».
6. Якову Бердичевскому - за создание музея А.С. Пушкина в Киеве и уникальную жизнь библиофила.
7. Максиму Леонидову - за музыку к мюзиклу «Растратчики» по повести Валентина Катаева.
8. Виктору Журавлеву за книгу прозы и эссе «Разведбат».
9. Михаилу Садчикову - за вкус, меру и талант в современной журналистике.
10. Ульяне Скифовой - за философию космизма в выставках последних лет.
11. Ван Цзиньлин (Китай) - за создание русского центра на базе Чанчуньского университета.
12. Театру «Хенд Мэйд» - за креативное постижение реальности средствами искусства