Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Рождение российского кинематографа: 5 первых художественных кинолент производства Александра Ханжонкова

Развлечения
Рождение российского кинематографа: 5 первых художественных кинолент производства Александра Ханжонкова
Фото: Википедия

Именно стараниями Ханжонкова был заложен первый камень российской киноиндустрии, благодаря чему сегодня мы каждые выходные можем садиться в мягкие кресла напротив большого экрана и погружаться в мир кино.

На своем жизненном пути Ханжонков видел и небогатое, без излишеств, детство, и обрушившуюся славу молодых лет, длившуюся слишком недолго, и трудности революционной эпохи, и упадок и лишения на закате дней.

Родился Александр Алексеевич в семье обедневшего помещика из старого уважаемого поколения в деревне Ханжонковка, что территориально находится сейчас в Донецкой области. В юношестве он обучался в Новочеркасском казачьем юнкерском училище, а после его окончания в 1896 году, в возрасте 19 лет, поступил в привилегированный Донской казачий полк в чине подхорунжего. Именно военная служба сыграла большую роль в его будущем занятии кино: будучи в 1905 году уволенным в запас по состоянию здоровья, он получил выплату в 5000 рублей, которую целиком и полностью и вложил в кинопромышленность. Хватило одного похода в кино, чтобы Ханжонков заболел синематографом.

Сначала он приобрел пай в московской компании «Гомон и Сиверсен», а потом организовал свою собственную фабрику по производству кинолент на Саввинском подворье. Весна 1906 года становится датой рождения Торгового дома «Э. Ош и А.Ханжонков», или ателье Ханжонкова. Не все сразу клеилось, были и долги, и ошибки, и неудачи. Но постепенно работа налаживалась и продвигалась. Свои художественные ленты фабрика Ханжонкова начала снимать не сразу, а сначала занималась прокатом зарубежных фильмов в России и кинодокументалистикой. Но уже летом 1907 года, в возрасте 28 лет, предприниматель начинает съемки своей первой отечественной картины «Палочкин и Галочкин», которая, правда, не была закончена.

Первой картиной, которая шла под именем художественной продукции ателье Ханжонкова, в итоге, стала «Драма в таборе подмосковных цыган» в январе 1909 года. В те годы ателье ведет активное производство художественных и множества документальных фильмов, сам Ханжонков выступает и как продюсер (80 фильмов), и как режиссер (3 кинофильма), и как сценарист (3 фильма). К тому же, единственный из крупных российских кинопроизводителей, Ханжонков открывает у себя на фабрике специальный Научный отдел для съемок образовательных фильмов. За годы работы этот отдел выпустил фильмы по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине, привлекая ведущих российских специалистов в данных сферах. Также ателье Ханжонкова сделало больше всего экранизация русской классики.

Интересен факт, что Александр Алексеевич не просто хотел нажиться на кинобизнесе, но и действительно с душой относился к кино как к делу своей жизни, старался внести вклад в его совершенствование. Так, в эпоху черно-белого кино, он хотел добиться цвета на экране. Однажды он нанял художницу из Строгановского училища, чтобы та раскрасила сцену боя петухов прямо на пленке. Конечно, краска растеклась и превратилась в кляксу. Но мелкие неудачи не останавливали предпринимателя, и он шел только вперед.

Казалось бы, все шло как нельзя лучше: слава и состояние Ханжонкова возросли многократно (к Первой мировой войне в год сумма прибыли доходила до 150.000 рублей), исправно выходил его журнал «Вестник кинематографии», открытый им кинотеатр на Триумфальной площади был одним из самых посещаемых и престижных в Москве. Однако затем все закрутилось в другом направлении - Первая мировая война, гражданские междоусобицы, революция... Актеры уходили к конкурентам, скоропостижно скончался верный соратник и компаньон Е.Бауэр, пошатнулось собственное здоровье Ханжонкова. Предприниматель был вынужден уехать в ноябре 1920 года – сначала в Константинополь, затем в Милан и Вену.

Дела за границей не клеились: его жена, Антонина Николаевна, умирает в эмиграции, денег на занятие любимым делом катастрофически не хватает, становится совсем невыносимо, и в 1923 Ханжонков по приглашению компании «Русфильм» (которая так и не заработала) возвращается на Родину, некоторое время работает консультантом «Госкино», потом - заведующим производством «Пролеткино», пока в 1926 году не попадает под суд вместе с другими членами руководства компании. Обвиненный в финансовых злоупотреблениях, арестованный, даже после отсутствия доказательств вины, он получает запрет на работу в области кинематографа.

Сломленное физическими и моральными испытаниями, здоровье Ханжонкова ухудшается, он перебирается в Ялту вместе со второй супругой, Верой Поповой, где живет до самой смерти. Прикованный к инвалидному креслу, он пишет мемуары, опубликованные в 1937 году («Первые годы русской кинематографии»), сокращенные на треть, переписанные цензурой. Тем временем, советское руководство делает небольшую поблажку – после долгих лет унизительных прошений, Ханжонкова реабилитируют и выплачивают правительственную персональную пенсию. Однако потерянные нервы и здоровье уже нельзя компенсировать. 26 сентября 1945 года, в возрасте 68 лет, Александр Алексеевич Ханжонков уходит из жизни.

Дети и внуки: Сын Александра Алексеевича и Антонины Николаевны – Николай – закончил Пражский университет, в 1949 году вернулся в СССР, работал на «Мосфильме» и до самой смерти в 1973 году жалел о своем поступке. Его дочь, внучка Ханжонкова, живет в США. Дочь Ханжонковых Нина Александровна после смерти отца жила и работала в Ялте. Умерла в 1972 году. Ее дочь Ирина живет в Ялте.

В день рождения легендарного кинопромышленника «Вечерняя Москва» вспоминает 5 первых художественных российских кинолент производства ателье «А. Ханжонков и К°»:

1. «Драма в таборе подмосковных цыган», 1908

Самая первая художественная лента ателье Ханжонкова, после выхода которой журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». Картина сохранилась не полностью, без титров. Другое название фильма – «Драма под Москвою». Режиссером и оператором выступил компаньон Ханжонкова – Владимир Сиверстен. В фильме рассказывается о цыганском таборе, расположившемся близ Кунцевского парка. Драма разворачивается вокруг отношений красы табора Азы и двух влюбленных в нее мужчин. Здесь есть любовь, страсть, карты, кипение крови, и завершается все настоящей кровью: влюбленные умирают. Конечно, этот немой короткометражный фильм далек от идеалов современности, однако его роль в развитии российского кинопроизводства неизмеримо велика.

2. «Песнь про купца Калашникова», 1909

Рождение российского кинематографа: 5 первых художественных кинолент производства Александра Ханжонкова Фото: Википедия

1909-1910 года стали «урожайными» для дома Ханжонкова. В среднем в это время снималось 9-10 картин в год. Для работы над своими кинолентами Ханжонков привлекает начинающего режиссёра, имя которого лежит у истоков российской кинорежиссуры, Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли ставшие затем популярными актеры  - Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин, сыгравшие в данной ленте. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов. «Песнь про купца Калашникова» была снята по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Этот немой короткометражный фильм повторно вышел в прокат в 1913 году, но сейчас он считается утраченным, пленок с ним не сохранилось. По описаниям, он представлял собой последовательность четырёх эпизодов. Действие открывалось картиной пира при дворе Ивана Грозного, в ходе которого опричник Кирибеевич оскорбляет жену купца Калашникова. Это становится причиной ссоры между мужчинами. Финальной сценой стал кулачный бой между ними. Музыку к фильму написал известный режиссер Московской консерватории Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Демонстрация картины велась в феврале 1909 года во время масленичных народных гуляний в самом обширном помещении города – в Манеже.

3. «Оборона Севастополя», 1911

В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм, совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым, его любимым режиссером. Есть у картины и другое название – «Воскресший Севастополь». Этот документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне является одной из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии. Он выполнен на достаточно высоком для того времени уровне, особенно удались масштабные батальные сцены, поставленные самим Ханжонковым. Для того времени это было очень сложным мероприятием, и дому Ханжонкова удалось справиться с задачей на отлично. По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны, также были задействованы настоящие военные - регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов. Затраты на производство первого «большого» фильма достигли 40 тысяч рублей, очень высокой суммы по тому времени. Первыми зрителями стал император с семьей в его дворце в Ливадии. До наших дней дошел только сокращённый монтаж фильма с новыми титрами, подготовленный для собрания Госфильмофонда. Так, были удалены все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания. Также в фильме впервые появился ставший потом настоящей «звездой» Иван Мозжухин.

4. «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912

26 апреля 1912 года вышел первый в мире объемный мультипликационный фильм "Прекрасная Люканида", снятый талантливым художником и оператором, Владиславом Старевичем, самородком, найденным Ханжонковым в городе Вильно, Мультфильм также известен под названиями "Война усачей с рогачами" и "Куртизанка на троне". История царицы жуков-рогачей Люканиды, полюбившей графа Героса из соперничающего племени усачей, стала настоящим блокбастером. В течение 10 минут между кукольными насекомыми разворачивалась настоящая драма. Зрители, незнакомые еще с такой мультипликационной техникой, искренне верили в то, что в фильме снимаются настоящие дрессированные насекомые, вытворяющие поистине удивительные вещи. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 20-х годов, тираж его за границу переваливал за несколько сотен экземпляров, а компания Ханжонкова окончательно стала лидером российского кинопроизводства.

5. «Пьянство и его последствия», 1913

Этот фильм также снят замечательным оператором и режиссером Владиславом Старевичем, ставшим постоянным партнером дома Ханжонкова. Он входит в серию тех просветительских работ, которые снимались в рамках работы Научного отдела киноателье. В фильме документальные кадры, изображающие ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, перемежались игровыми сценами – так, Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, которому видится вылезающий из бутылки чертик. Перепрыгивая со стола на рукав пиджака, чертик всячески дразнит пьяного. По тем временам такой спецэффект был чем-то невероятно прогрессивным! Картина была очень известна, ее массово демонстрировали, в том числе РПЦ предоставила свои храмы под кинопоказы. Однако до наших времен она дошла не полностью, часть фрагментов исчезла.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.