Главное
Истории
Патрики

Патрики

Андрей Мягков: история любви

Андрей Мягков: история любви

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Евгений Моргунов: история любви

Евгений Моргунов: история любви

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

5 стихотворений Марины Цветаевой о любви

Развлечения
Марина Цветаева.
Марина Цветаева. / Фото: wikimedia.org

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в семье великого ученого, который основал Музей изобразительных искусств. Начала писать стихи в шестилетнем возрасте. Все свое детство она провела в Москве и в Тарусе. Начальное образование поэтесса получила в частной гимназии М. Т. Брюхоненко в Москве, а продолжила обучение уже в пансионах Лозанны в Швейцарии и Франбурге в Германии.

В 16 лет Марина уехала в Сорбонну, где прослушала краткий курс о старофранцузской литературе.

Свой первый сборник стихов Цветаева опубликовала на собственные деньги в 1910 году, который назывался «Вечерний альбом», а в 1912 ­— «Волшебный фонарь». Сборники были одобрены в поэтических кругах, в частности Валерием Брюсовым, Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилевым. Эти два сборника поставили начало ее творческой деятельности. В дальнейшем поэтесса участвовала в деятельности кружком и студий при издательстве «Мусагет».

Но по-настоящему подлинный поэтический голос поэтесса обрела в 1916 и 1917 годах, когда были написаны стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница» и «Стенька Разин». Многие яркие творения Цветаевой посвящены поэтам-современникам ­— Анне Ахматовой и Александру Блоку.

Стремительный творческий взлет поэтессы пришел на времена Первой мировой война, революции и Гражданской войны. Она не смогла принять Октябрьскую революцию, считая ее восстанием сатанинских сил. Однако была замужем за офицером белой армии Сергеем Эфроном. После революции Цветаева написала несколько пьес: «Метель», «Фортуна» и др.

В 1922 году ей пришлось уехать со своей дочкой Ариадной к мужу, который в эти годы учился в Парижском университете.

Из-за обострения отношений к эмигрантам ее перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов поэтессы назывался «После России", который вышел в Париже в 1928 году. В него были включены работы, написанные с 1922 по 1925 годы.

В 1939 году вместе со своей семьей Цветаева вернулась в СССР. Вскоре после этого ее дочь и муж были арестованы (муж потессы был растрелян на Лубянке в 1941 году, а дочь реабилитировали только в 1955 году). Тогда ей пришлось зарабатывать на жизнь поэтическими переводами.

В связи с началом Первой мировой, она вместе с сыном Муромом была эвакуирована в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.

Цветаева осталась в истории русской литературы «одиноким духом» с трагической судьбой. Темами ее стихов неизменно оставались романтический максимализм, обреченность любви и неприятие повседневного бытия.

В день памяти великой поэтессы «Вечерка» предлагает подборку самых пронзительных стихов Марины Цветаевой о любви.

1. «Идешь, на меня похожий» (1913)

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет, —

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, —

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

2."Я с вызовом ношу его кольцо!.." (1914)

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! —

Под крыльями раскинутых бровей —

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.

3. «Мне нравится, что вы больны не мной» (1915)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

 

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

 

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не вами!

4. «Мне полюбить Вас не довелось» (1915)

Мне полюбить Вас не довелось,

А может быть — и не доведется!

Напрасен водоворот волос

Над темным профилем инородца,

И раздувающий ноздри нос,

И закурчавленные реснички,

И — вероломные по привычке —

Глаза разбойника и калмычки.

 

И шаг, замедленный у зеркал,

И смех, пронзительнее занозы,

И этот хищнический оскал

При виде золота или розы,

И разлетающийся бокал,

И упирающаяся в талью

Рука, играющая со сталью,

Рука, крестящаяся под шалью.

 

Так, — от безделья и для игры —

Мой стих меня с головою выдал!

Но Вы красавица и добры:

Как позолоченный древний идол

Вы принимаете все дары!

И все, что голубем Вам воркую —

Напрасно — тщетно — вотще и всуе,

Как все признанья и поцелуи!

5. «Писала я на аспидной доске» (1920)

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблeклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

 

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец — чтоб было всем известно! —

Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

 

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала — имя...

 

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты — уцелеешь на скрижалях.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.