5 стихотворений Марины Цветаевой о любви
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в семье великого ученого, который основал Музей изобразительных искусств. Начала писать стихи в шестилетнем возрасте. Все свое детство она провела в Москве и в Тарусе. Начальное образование поэтесса получила в частной гимназии М. Т. Брюхоненко в Москве, а продолжила обучение уже в пансионах Лозанны в Швейцарии и Франбурге в Германии.
В 16 лет Марина уехала в Сорбонну, где прослушала краткий курс о старофранцузской литературе.
Свой первый сборник стихов Цветаева опубликовала на собственные деньги в 1910 году, который назывался «Вечерний альбом», а в 1912 — «Волшебный фонарь». Сборники были одобрены в поэтических кругах, в частности Валерием Брюсовым, Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилевым. Эти два сборника поставили начало ее творческой деятельности. В дальнейшем поэтесса участвовала в деятельности кружком и студий при издательстве «Мусагет».
Но по-настоящему подлинный поэтический голос поэтесса обрела в 1916 и 1917 годах, когда были написаны стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница» и «Стенька Разин». Многие яркие творения Цветаевой посвящены поэтам-современникам — Анне Ахматовой и Александру Блоку.
Стремительный творческий взлет поэтессы пришел на времена Первой мировой война, революции и Гражданской войны. Она не смогла принять Октябрьскую революцию, считая ее восстанием сатанинских сил. Однако была замужем за офицером белой армии Сергеем Эфроном. После революции Цветаева написала несколько пьес: «Метель», «Фортуна» и др.
В 1922 году ей пришлось уехать со своей дочкой Ариадной к мужу, который в эти годы учился в Парижском университете.
Из-за обострения отношений к эмигрантам ее перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов поэтессы назывался «После России", который вышел в Париже в 1928 году. В него были включены работы, написанные с 1922 по 1925 годы.
В 1939 году вместе со своей семьей Цветаева вернулась в СССР. Вскоре после этого ее дочь и муж были арестованы (муж потессы был растрелян на Лубянке в 1941 году, а дочь реабилитировали только в 1955 году). Тогда ей пришлось зарабатывать на жизнь поэтическими переводами.
В связи с началом Первой мировой, она вместе с сыном Муромом была эвакуирована в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.
Цветаева осталась в истории русской литературы «одиноким духом» с трагической судьбой. Темами ее стихов неизменно оставались романтический максимализм, обреченность любви и неприятие повседневного бытия.
В день памяти великой поэтессы «Вечерка» предлагает подборку самых пронзительных стихов Марины Цветаевой о любви.
1. «Идешь, на меня похожий» (1913)
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
2."Я с вызовом ношу его кольцо!.." (1914)
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
3. «Мне нравится, что вы больны не мной» (1915)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
4. «Мне полюбить Вас не довелось» (1915)
Мне полюбить Вас не довелось,
А может быть — и не доведется!
Напрасен водоворот волос
Над темным профилем инородца,
И раздувающий ноздри нос,
И закурчавленные реснички,
И — вероломные по привычке —
Глаза разбойника и калмычки.
И шаг, замедленный у зеркал,
И смех, пронзительнее занозы,
И этот хищнический оскал
При виде золота или розы,
И разлетающийся бокал,
И упирающаяся в талью
Рука, играющая со сталью,
Рука, крестящаяся под шалью.
Так, — от безделья и для игры —
Мой стих меня с головою выдал!
Но Вы красавица и добры:
Как позолоченный древний идол
Вы принимаете все дары!
И все, что голубем Вам воркую —
Напрасно — тщетно — вотще и всуе,
Как все признанья и поцелуи!
5. «Писала я на аспидной доске» (1920)
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблeклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, —
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец — чтоб было всем известно! —
Что ты любим! любим! любим! любим! —
Расписывалась — радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала — имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты — уцелеешь на скрижалях.