Дети замахнулись на Шекспира
Шекспир для маленьких; комедия «ручной» работы (сделанная из одних только рук); спектакль в вагоне, отдельно стоящем на улице; спектакль о Ван Гоге; спектакль-танец… И все это – международный фестиваль детских спектаклей «Гаврош», который проходит с 13 по 22 сентября в Театриуме на Серпуховке. В этом году – театры из Голландии, в связи с годом Голландии в России. Голландцы – вроде спокойная, миролюбивая нация. Но и детям, и взрослым на фестивале нынешнего сезона приходится испытывать шок.
Гастролирующие коллективы, несомненно, ломают наше театральное пространство и меняют на представления о театре вообще. Ведь для зрителя тот или иной спектакль может стать первым посещением театра как такового! Что говорить о детях. В столице есть уже целое поколение юных зрителей, растущих на ежегодном «Гавроше». Но в этом году их удивлению нет предела.
Впрочем, открылся «Гаврош» без происшествий спектаклем «Руки вверх!» театра Lejo из города Амерсфорт. В ролях единственный актер, он же режиссер Лео Пейтерсен – говорят, он весь свой спектакль привез в одном чемодане.
Это шоу – показатель того, насколько же сильно влияет на нас телевидение. Передача «Улица Сезам» породила великое множество подражаний, все новые и новые спектакли по всему миру создаются в этой стилистике. А все потому, что дети от этой постановочной манеры просто с ума сходят. «Гаврош» привозит спектакли а-ля «Улица Сезам» не в первый раз, и всегда – бешеный успех. Да, в таких веселых игровых шоу не найдешь моралитэ или высокого искусства. Зато настроение бьет ключом, весело, а главное – театр сам делает шаг вперед, приближаясь к малышам и заражая их сценой.
«Руки вверх!» рассчитан на 3-4 года. На сцене мы видим голубую трехуровневую конструкцию, на разных этажах которой танцуют, дерутся, общаются, целуются разнообразные «живчики» - существа, зверушки, которых Пейтерсен создает всего лишь руками. Надел на пальцы два глаза – вот и зверек с ручками. Как и «Улица Сезам», спектакль держится на вековых традициях театра марионеток, на Петрушке и Пульчинелло. Но в финале Лео Пейтерсен не испугается и раскроет карты: продемонстрирует, что зверьки – все лишь пальцы с глазками, а трехэтажный постамент – на самом деле обман зрения, конструкция всего одна. Иначе как бы его руки-зверьки за мгновение перемещались на кажущиеся два-три метра снизу вверх и обратно?
Но следующий театр сделал то, на что даже на родине Достоевского не решаются. Театр Toneelmakerij и Rieks Swarte из Амстердама привез “Бурю» Шекспира, адаптированную для детей от 10 лет. Полномасштабное действо в двух частях, которое – никак не пересказ Шекспира, не переложение в упрощенную сказочку, а самая настоящая трагикомедия «Буря»! Все как для взрослых. Волшебник Просперо, его дочь Миранда, дьявольское отродье раб Калибан. Герцог Миланский, пьяница Стефано, дух Ариэль – все как полагается. Актеры работают в классической манере по системе Станиславского, вживаясь в образ и психологически разрабатывая его – словом, натуральная драма со сложным сюжетом. Поймут ли дети – вот вопрос!
В России подростки не ходят в театр, это факт. Поэтому на спектакль для детей от 10 лет ходят дети 10 лет. А то и младше. Удивительное дело, когда огромный зал Театриума на Серпуховке полон малышни, которая не отрываясь слушает витиеватый текст Шекспира. Такого серьезного разговора они, конечно, не ожидали. Одни восприняли историю как сказку о принце и принцессе, другие сконцентрировались на смешных и опасных проделках Калибана и Стефано, третьи, даже не понимая сюжета, рассматривали необычные костюмы, рисунки и надписи на декорациях.
Пожалуй, все спектакли этого года находятся на тонкой грани между взрослым и детским театром. Это особая эстетика, которую не всегда назовешь детской. Например, танцевальный спектакль «Король» театра Maas.
- Сюжет основан на древнегреческой притче, - рассказали «ВМ» создатели спектакля, - о злом короле, который пришел в волшебный лес, который нельзя трогать, и сломал там дерево. В наказание он получил проклятие – быть всегда голодным и никогда не насыщаться. Создатель кукол Дуда Пайва считал, что это больше для взрослых, но потом мы поняли, что детям понравится: им страшно, но дети любят, когда страшно! Они боятся, да, но им действительно нравится! Месседж, мораль спектакля вполне понятна: ты всегда получишь наказание за свое преступление.
Два танцовщика-актера и кукла, изображающая не то Короля («злобный Кощей!», воскликнула одна маленькая зрительница), не то уродливого человечка, который все время кричит «мне», «мое», «дай». Его проделки так реалистичны, даже натуралистичны, что производят страшное впечатление. Мы понимаем, что девушка изображает дерево и Король рубит его ветки топором по-игрушечному, но ноги у танцовщицы подкашиваются по-настоящему.
- Как вписываются спектакли «Гавроша» этого сезона в наши представления о детском театре вообще? Насколько это «разрыв шаблонов»? – обратилась «ВМ» к арт-директору фестиваля Марине Райкиной.
- Фестиваль «Гаврош» вносит в театральную жизнь разнообразие формы, это правда. Мы так не работаем. Вот «Буря» Шекспира. Одна из последних его пьес, философская, тяжелая. Здесь текст адаптирован, и есть в нем такие точки, на которые реагируют дети. Взрослые никогда не будут так реагировать на палки, которые в одной из сцен неожиданно пробивают стены со всех сторон. Это свободные, но не панибратские отношения с классикой. Потом, современный танец для детей. В России ничего такого нет! А в программе «Гавроша» три таких спектакля. Причем один из них, «Зеленый сад», – для двухлетних детей. Две энтузиастки из Амстердама делают экологически чистый современный танец. Вся сцена усыпана землей, они танцуют и сажают растения. Два других спектакля – для восьмилетних. В том числе работа известного кукольника по имени Дуда Пайва «Король», которая создает современный танец с куклой: античный сюжет, довольно серьезный. «Братья по коробке» - четыре перкуссиониста, которые стоят в коробках, вытянувшись, и общаются между собой с помощью звуков. Это не драма, а перевод драматического искусства в другой жанр. Другой способ передачи монологов, диалогов, конфликта. Они смелые, и это очень интересно.
- «Гаврош» уедет, а мы останемся. Какова ситуация с российским детским театром?
- Все, кто хочет заявить о себе через провокацию, уверяют, что в России детский театр переживает кризис. Так говорят те, кто вообще не ходит в детский театр в России. Который, на мой взгляд, отлично развивается. Да, больших детских театров в Москве не так много. Театриум на Серпуховке, РАМТ (имеет примерно 13 детских спектаклей), ТЮЗ (осталось не более 5 детских спектаклей). Но сейчас в первую очередь развиваются маленькие частные театры, которые, даже испытывая тяжелую нужду, не хотят становиться государственными. Театр вкуса, например. Довольно специфический, со своей публикой. Им предлагали государственный статус. Они не пошли на это: не хотят бумажной волокиты и зависимости. Но как выжить при такой позиции? Сильные выживают, слабые нет...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Голландский театр для детей в Москве
В рамках года Голландии в России в Москве открылся VII Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош», названный именем жизнерадостного, дерзкого на язык парижского сорванца из романа Виктора Гюго «Отверженные».
За 10 фестивальных дней юные москвичи увидят более 50 представлений голландских и московских детских театров.
Роттердамский театр Мaas представил пластические спектакли «Король» и «Полли и Морф», поставленные на основе современного танца и пантомимы, которыми Голландия, как известно, славится. (подробнее...)