Каждому человеку Бог даровал свободную волю
Сейчас идет Рождественский пост, и как-то на встрече с молодыми людьми, темой которой был праздник Рождества Христова, прозвучала такая реплика: «Создал бы Бог первой женщиной такую, как Дева Мария, и вся человеческая история пошла бы совсем по другому пути. Получается, это дело слепого случая, что Бог создал Еву, которая захотела согрешить. А была бы Мария — не согрешила бы. Ведь Дева Мария — особенная, Она не совершила греха».
Такие мысли мы в наши дни нередко можем услышать от людей православных, но знающих о христианстве поверхностно. Так давайте разберемся в этом вопросе.
Ни в какой точке человеческой истории, в том числе начальной, не было и не может быть «слепого случая». Господь знал, как развернется вся человеческая история, и, тем не менее, сделал именно так. Бог знал, что человек не направит свою волю в правильном направлении — к своему Творцу и Жизнеподателю, и предвидел, что не только человеку и его потомкам надо будет пройти на земле все те тяжёлые испытания, которые в будущем развернутся. Господь знал, что последствия будут таковы, что Одному из Лиц Святой Троицы — Сыну Божиему, надо будет стать Человеком, претерпеть страдания, смерть, пребывание в аду и Воскресение. И, тем не менее, Бог идёт на это: создаёт новое творение — человека. Такова была Его благая воля.
Но кроме того, важно понимать, что каждому человеку Бог даровал свободную волю: и Адаму, и нашей прародительнице Еве, и всем их потомкам. Так же и у Девы Марии воля была совершенно свободна, и Она реализовала свою волю так, что мы теперь называем Ее «Честнейшею херувим и Славнейшей без сравнения серафим». Это сравнение с высшими Ангелами, в превосходной степени, означает, что Дева Мария не согрешила в жизни — насколько это только возможно для человека.
Но в обо́жении (соединении с Богом для спасения) Матерь Божия тоже нуждалась, как и все люди. Потому что после того, как человек отпал от Бога, разрушен был союз единства с Творцом, и для восстановления этого единства, недостаточно было никакого, сколь великого, человеческого подвига. Что касается Девы Марии, то Её благодатное воссоединение с Богом произошло в момент Благовещения, когда Архангел Гавриил принес Ей весть от Бога, что Она будет Матерью Бога, и сказал: «Дух Святой надет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). На что Дева Мария ответила согласием: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Это согласие и есть изъявление Ее воли.
У католиков есть догмат о непорочном зачатии Девы Марии, согласно которому Она была предочищена Богом от греха уже в момент зачатия от своих родителей. И хотя этот догмат и кажется вполне благочестивым, православие его категорически отрицает именно потому, что он не учитывает свободу воли человека, ибо если бы Господь мог так взять и изъять Божию Матерь из подчинённости первородному греху, то Он мог и с любым другим человеком так сделать. И почему Он тогда этого не сделал?
Согласно православному учению, Божия Матерь была зачата обычно, и только лишь своей волей и жизнью достигла высочайшей чистоты. И мы Ее возвеличиваем за Её личный подвиг. А в католичестве, хотя они и хотели прославить Богородицу новым догматом о непорочном зачатии, на самом деле преуменьшают Ее подвиг. Ведь согласно этому догмату получается, что Она была не в таких условиях, как все, а в особенных, устроенных Богом только для Нее одной. Из этого следует, что мы не можем последовать Её примеру, поскольку у нас таких «особенных условий» для спасения нет. Но в том и дело, что Дева Мария была в таких же условиях, как и все люди, и Она смогла не поддаться греху, направить Свою волю к Богу и выполнить все Его заповеди. В этом и мы можем и должны следовать Ее примеру.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции