Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Импресарио Владимир Коржов: 33 года вместе с Ольгой Аросевой…

Сюжет: 

Скончалась Ольга Аросева
Развлечения
Импресарио Владимир Коржов: 33 года вместе с Ольгой Аросевой…
13 октября ушла из жизни артистка Ольга Аросева. / Фото: Áåëèíñêèé Þðèé

Владимир Коржов, известный петербургский импресарио, работающий с Ширвиндтом, Задорновым, Галкиным - именно такой мастер, за тридцать лет работы с Ольгой Александровной ставший просто родным ей человеком. Она звала его «Корж», или ласково «Коржик», и соглашалась на все его предложения о гастролях в Петербурге и других городах, зная, что «Корж» не подведет, не кинет, окружит заботой и теплом…

- Владимир, только не говорите, что известие о кончине великой актрисы стало для вас неожиданностью…

- Для меня новость о том, что уходит человек из жизни – всегда шок. Даже когда ты понимаешь, что он болеет, что уже не молод, все равно, когда это происходит – испытываешь шок. Я сегодня подсчитал: мы с «Ольгой Санной» были знакомы тридцать три года! Начинали, когда она еще возила свой «Кабачок 13 стульев» по Ленинградской области, а потом вместе пытались восстановить в девяностых все тот же «Кабачок». У нас такие были артисты: Миллеров, Спереденков, Границин. И мы делали программу «Хохот-шоу», которую возили по всей стране. И потом нас даже стали снимать в «Кабачке» , после чего мы тоже стали панами – пан Границин, пан Спереденков, и кто остались в живых, все снимались, даже великий Георгий Михайлович Вицин, все там были. Это продолжалось не долго, года два. А в Петербург Александровна приезжала со своим гениальным, нашим любимым спектаклем «Как пришить старушку?» Менялись партнеры, уходили, умирали, но она блистала в этом спектакле. Последний раз приезжала в марте месяце - в ДК «Выборгский» (огромный, двухтысячный зал, где за честь почитают гастролировать актеры Ленкома и других ведущих российских трупп. – Прим. Авт.).

А в мае этого года я «вывез» этот спектакль в сочинский Зимний театр – вот наши с ней последние встречи. Ходила уже, конечно, тяжело, но выходила на сцену и два с половиной часа и танцевала, и пела, и бегала, и читала длиннющие монологи... Конечно, это было чудо. Еще один спектакль с Ольгой Александровной я привез в Питер минувшей зимой - «Реквием по Рамадесу», где Елена Васильевна Образцова, Вера Кузьминична Васильева и Аросева. Это тоже спектакль-шедевр.

- Его ведь сделал Роман Виктюк!

- Только он мог собрать в одном спектакле сразу трех гениальных актрис, и я еле вытащил их в Петербург, но я словно чувствовал, что не только москвичи, но и петербуржцы должны этот шедевр «трех сестер» увидеть.

Она любила наш город. Не так, как все обычно Петербург… Ольга родилась уже при советской власти, 21 декабря 1925 года в Москве, но в Санкт-Петербурге у нее был родовой дом, с настоящими документами, на Ковенском переулке, у Греческой церкви, где потом построили «Октябрьский» зал (лучший концертный зал не только в Северной столице, но, пожалуй, в России. – Прим. Авт.), где она тоже не раз выступала, хотя этот зал не для театральных подвигов. И она мне показывала этот дом с гербами, у нее даже документы на этот дом сохранились.

В Ленинграде Аросева встречалась с Анной Андреевной Ахматовой, здесь она дебютировала в Театре комедии, ныне носящим имя великого режиссера Николая Петровича Акимова, и сам Акимов приметил ее, пригласил. Доверил первую роль – роль Коровы…

В Ленинграде она встречалась в знаменитой гостинице «Астория», на Исаакиевской площади, с Фаиной Георгиевной Раневской, постоянно к ней приезжала, когда та была здесь на гастролях или съемках, и они стали близкими друзьями. Можно сказать, что все хорошие встречи, начинания, у нее были в Питере, поэтому Питер она обожала. Интересно, что она его последние годы почти не видела днем. Приезжала на гастроли утром, когда темно, а уезжала ночью, когда уже опять темно. Но вечерний Петербург она тоже очень любила, потому что днем лишний раз не могла никуда выходить (по состоянию здоровья. – Прим. Авт.). Правда, в последний визит мы обедали в «Астории», она специально сказала: «Я хочу в «Асторию»!», вспоминая те обеды, на которых была с Раневской: «Я хочу все это вспомнить!». И мы повезли ее на Исаакиевскую площадь, заказали столик, она нам подробно рассказывала, как они с Фаиной Георгиевной общались, что задумывали, и так далее. И это случилось именно в ее последний визит в Петербург. Она как предчувствовала беду, все нам показала. Она всегда, как только я заикался, что есть возможность в такие-то сроки сыграть спектакль в нашем городе, тут же отвечала: «В план ставьте спектакль в Питере! Всё, всё, все! В план, план, план!» И ехала с удовольствием.

- Как вы думаете, чем была вызвана такая поразительная работоспособность? В таком возрасте, до последних дней, играла объемные, главные роли, оставалась на афише первым номером!

- Могу сказать, что если бы она не работала, то с этими болезнями не справилась. Работа держала ее, ну и характер, конечно… Нельзя сказать, что скверный, но Ха-рак-тер, такой, мужской. Если бы не было характера, она могла давно слечь. Она любила сцену, без нее просто жить не могла. Ей нужна была сцена, нужна. Я был в Москве, в Театре Сатиры месяц назад и спросил: «Как там Ольга Санна?» – «Что-то плоховато стала себя чувствовать. Если не выйдет на сцену (там какой-то спектакль должен быть, «Старушка» или «Реквием») сегодня, то завтра будет еще хуже. Так оно и вышло: она не вышла, и вот… Сцена держала ее в тонусе, там была не одна, со зрителями, товарищами, актерами. Она этим жила. Мужа нет, детей нет. Чем еще жить?

- Извините, а мужа и раньше не было, или в последние годы?

- Честно говоря, никогда на эту тему с ней не говорил, что-то я слышал, что, якобы, были, но как-то эту тему мы никогда не затрагивали…

- Она была выше этого!

- Да, именно так - выше.

- Как она вас называла?

- Всегда по фамилии: «Корж! Корж, ко мне! Корж». Полностью фамилию никогда не произносила: «Корж, ко мне!» - всегда…
Сколько мы с ней ездили, сколько у нас всего было. Помню, мы с обоями в Выборге опаздывали на финский поезд, потому что автобус сломался перед поездом, а у нее завтра спектакль, тогда никаких «Сапсанов» не было. Нам подарили обои в Выборге, и мы спешили на финский поезд, единственный - «Хельсинки – Москва». Но автобус встал, до поезда добираться еще минут десять, а поезд уходит через пятнадцать минут. И мы побежали с этими рулонами обоев, она и я. Это было в 90-х, тогда с обоями были перебои, не купить. И мы с огромной, тяжелой покупкой, с концертными костюмами, бежали на финский поезд. Это было нечто!.. Но мы успели!

А однажды поехали в город Приморск, давать концерт «Хохот-шоу». Так хорошо ехали, от Выборга в Приморск, расположились в вагоне, и тут выяснилось, что в Выборге, оказывается, забыли костюмы. А начало концерта – минут через сорок пять! Она говорит: «Ну что, Корж, давай держать публику!» Вышла на сцену, а помощники поехали назад в Выборг. Представьте себе, в Приморск ехать, потом опять возвращаться. Аросева в это время вышла на сцену, потом матерясь, говорит мне: «Я рассказала всё, что помнила, всё, что знала, по четыре раза!» И наконец, когда я дал отмашку, что костюмы привезли, она улыбнулась: «Ну, а теперь – концерт!» Историй было много разных…

В другой раз была заказана легковая машина, которая в итоге сломалась и не приехала. И мы решили посадить Аросеву, звезду первой величины, в электричку, со словами: «Ольга Санна, это шикарный поезд! Шикарный поезд!» Она села и говорит: «Коржик, по-моему, это электричка!» - «Нет, Ольга Санна, сейчас такие поезда ходят, вы ведь давно не ездили, ничего не знаете!» Окружили ее нашими актерами, достали котлетки домашние, салатики, плеснули чуток водочки. Но она все равно: «Корж, это все-таки не поезд!», а я ей: «Ольга Санна, котлетку! Мамочка готовила! А вот чудесный огурчик!» И так мы доехали до Выборга! Она вышла на платформу и говорит: «Я так никогда не ездила! Действительно, хороший поезд!»

Она вообще была человеком, с которым легко и тяжело одновременно, она была требовательной, понимаете? Ну, конечно, чтобы все было готово, чтобы все были в форме, был отлажен микрофон, чтобы все было на месте, это, обязательно. Но с ней было легко, она позитивный человек. И я даже «таскал» ее в мае месяце этого года на юг: «Ольга Санна, поехали в Сочи, «Старушку» давать! Поехали в Сочи!» И вот, она поехала ко мне в Сочи. Ну, а еще и в Сочи показали «Старушку».

А в день ее ухода у меня был такой тяжелый день, ничего не хотелось, все из рук валилось. Пошел я к Юре Гальцеву, в Театр Эстрады, на «Божественную комедию», и вот иду мимо Дома книги на Невском, часов в шесть вечера, и думаю: «Дай, зайду в Дом книги, есть еще время». Захожу, подхожу к стеллажу, где стоит ее книга, листаю, думаю: куплю! Потом думаю: зачем я покупать-то буду? У меня же дома, она мне подарила книгу-то! Это же не новая, переизданная. Полистал, полистал, полистал, поставил. Что-то мне хуже стало, плохо мне. Поворачиваю на Конюшенную, в Театр Эстрады, и мне звонят: нет её! Все! Ну, что это такое? Видишь, какая-то мистика!

Надо же, вот такое бывает! Вот так. Но, конечно, жалко, потому что артистов такого уровня уже нет. Еще несколько человек живы, дай Бог им здоровья и счастья! Но такого уровня – нет, уже нет. Ну, сам понимаешь, кто такая Пани Моника – одно слово, а какие съёмки у Аросевой были и с Эльдаром Рязановым, с Юрием Никулиным, с Андреем Мироновым. Она же обожала всех, и ее все любили. Всегда. Ой, так что, светлая ей память, конечно! На похороны я поеду в пятницу, мне все уже многие петербуржцы позвонили, соболезнования просили передать и «Выборгский» дворец, и Дворец Горького, где мы праздновали ее 85-летие, и «Октябрьский» зал. В 80-летие отмечали в Театре комедии, где она когда-то начинала. Юбилеи ее были не только в Москве, но и в Питере…

- Владимир, скажите: когда закончился в ТВ-эфире «Кабачок 13 стульев», у Аросевой был момент растерянности, опустошенности?

- Нет, что вы! « Кабачки» закончились - пошли роли. Плавно все пошло. Когда был Кабачок, у нее же было мало очень ролей в театре, а потом посыпались… И кино пошло. В молодости, если вы помните, были какие-то маленькие фильмы, а потом все пошло, уже ближе к 60-70-ти годам. «Берегись автомобиля» и так далее. Кстати, когда юбилей был у нее, по-моему, 80 лет, я ее усадил за руль троллейбуса, и она поехала к Театру Сатиры на троллейбусе.

- Великий актер проявляется еще и в том, как он относится к партнерам…

- Она к актерам своим, партнерам относилась тепло, и ее все любили. У нас после спектаклей, когда идут актеры со сцены, все время стояли смех, хохот, и так далее. Мне жалко, что спектакля про «Старушку» теперь не будет – Аросеву не заменить! Не заменить. Так же, как «Кабачок», разве там ее заменишь? Никогда!

Когда в какой-то момент не было ролей в театре, мы с ней ездили в Прибалтику – Эстонию, Латвию, Литву, и везде народ ее ждал. Не было человека, который бы не дорожил ею. Кто-то забывал, как ее зовут, но Пани Монику знали все.

- И какой у нее талант - комедийный, но в то же время – глубокий, не поверхностный!

- Вот, «Старушка» – это же трагикомедия. Там же и такие сцены есть, когда хотят убить ее, и комедийные, и трагические сцены, конечно. Но больше комедийности, конечно…

- Часто бывает, что комедианты в жизни – совершенно другие люди, скучноватые, жесткие…

- Я бы сказал: суровые. Нет, у нее всегда красное слово было с собой. Все нормально с юмором. Никогда не видел, чтобы она сидела грустная, закопавшись в своих проблемах – я о них никогда не слышал. А проблем было много, как я понимаю, особенно в финальные ее годы. Никогда не слышал! Тяжело подниматься на второй этаж – поднималась:- «Володя, помоги!» А от поезда – до машины мы везли ее на инвалидном кресле, Миша, на инвалидном кресле: она не могла ходить, понимаешь, от поезда до машины не дойти, а на сцену выходила – два с половиной часа бегала, танцевала, монологи какие-то читала! После спектакля – опять в это кресло, и опять к поезду. Но ездила же на гастроли, любила это дело.

- Какое-то удивительное поколение: вот моей маме 87, она такого же плана - такая позитивная энергия!

- Так и Вера Кузьминична Васильева этих же лет человек. А вышла у меня в «Реквиеме», ну это вообще фантастика! Я с ней тоже работал, с Верой Васильевной. Я и Эдите (Эдите Пьехе. – Прим. Авт.) делал концерты в июле, а сейчас Пьеха будет петь в «Октябрьском» еще и в декабре. Люди выходят в таких годах, собирают огромные залы. Они ведь и нас всех поддерживают! На них глядя, стыдно за себя становится! А ты-то что, господи? Ой, кольнуло, ой, прихватило… Ты на них посмотри, и будь хоть чуть-чуть похожим, нормально себя веди, и всё! Они молодцы – то поколение, как из стали какой-то, или из чего? Я не знаю!

- Написал же поэт: «Гвозди бы сделать из этих людей – не было б в мире крепче гвоздей!»

- Точно, абсолютно! И потом, они ведь все – талантливые люди, талантливые!

- И такие позитивные!

- Да.

- Неужели у нее никогда не мелькало момента брюзжания: «Вот, мол, молодежь не та пошла!»

- Другой человек! Это наши рок-звезды и поп-звезды иногда ведут себя так, будто укусил комар в задницу… А тут – «Все хорошо»- «Вам удобно?» - «Удобно». «Вам действительно удобно?» - «Удобно, все хорошо». - «Давайте, я вам сделаю?» «Не надо, я сама себе сделаю». Понимаешь, они берегут человека, который рядом с ними делает общее дело. Такой же Задорнов, тоже бережет людей, которые с ним рядом. Это то поколение, и уже следующее поколение, чуть-чуть дальше сюда. А вот молодежь – это очень тяжелый вариант, особенно эстрадная. А актеры театра – совсем другие люди, сколько я перевозил театров – и Моссовета, и Сатиру, и Маяковского… Я ведь еще Степанову возил, помнишь такую?!

- Ангелину? Легендарную советскую звезду театра и кино?

- Да-да. Я от нее слова «против» не слышал. Мы в Выборг однажды из Ленинграда ехали, когда была дорога четыре часа. Она ехала в общем автобусе – «Икарусе». И когда приехали, она вышла на сцену, отработала, как струна, потом мы поужинали и поехали назад, в Питер. Никакого брюзжания, а ей тогда было лет много, не помню, сколько, - за семьдесят. Актеры театра – совершенно другая каста. Из чего они сделаны – не понимаю! И Спартак Мишулин, да все, а Ширвиндт, извини меня. Когда-нибудь я от него слышал недовольное, дурное слово? Никогда. А Михал Михалыч – какой позитивный – Державин! Идешь с ним, как солнце видишь, всем улыбается, со всеми здоровается. Со всеми… Я с актерами театральными совершенно по-иному себя чувствую. Поэтому, с удовольствием работаю со всеми театрами, особенно с такими людьми, как Ольга Александровна. Пока язык не поворачивается сказать: «Работал!».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.