Белокурый романтик экрана: 7 ярких ролей Дмитрия Харатьяна
Харатьян рос в семье, весьма далекой от искусства: его мать была инженером-строителем, отец – преподавателем в техническом ВУЗе. Когда Диме было три года, семья перебралась в Подмосковье. Будущий артист был обычным мальчишкой: в меру своих способностей учился, гонял в футбол и хоккей, а также увлекался музыкой игрой на гитаре. Во время отдыха в в пионерском лагере "Метеор" Дмитрий стал руководителем вокально-инструментального ансамбля "Аргонавты". Именно гитара сыграла судьбоносную роль в судьбе молодого человека. Однажды подруга попросила его подыграть ей на кинопробах – одна идти она не решалась. Результат проб оказался для девушки весьма печальным, а вот 17-летнему Харатьяну повезло - он был утверждён на главную роль в фильме Владимира Меньшова "Розыгрыш" (1976). За этой картиной последовала ещё одна "школьная" роль в фильме "Фотография на стене" (1978) и Дмитрий окончательно определился с профессией, правда педагоги не торопились признавать талант дебютанта - лишь со второго раза ему удалось поступить в театральное училище. Не "Щуку", как мечталось поначалу, но в "Щепку".
Учёба съёмкам не мешала, - за студенческие годы актёрская копилка Харатьяна пополнилась ещё несколькими ролями. Марлен Хуциев видел его в образе Пушкина, вот только убедить начальство в своей идее режиссёру не удалось. Ы 1983 году он сыграл главную роль в приключенческом фильме "Зелёный фургон", однако по-настоящему крупный успех пришёл к нему после того, как исполнил роль Алёши Корсака в фильме Светланы Дружининой "Гардемарины, вперёд!". Изначально на эту роль был отобран совсем другой актёр, который даже начал сниматься, но ему нужно было защищать диплом и пришлось срочно искать ему замену. Так муж Дружининой вспомнил о Харатьяне. Проб толком не было, поскольку съёмочный процесс был в разгаре, - актёра лишь попросили исполнить знаменитую впоследствии "Разлуку". Когда куплет был допет, все поняли, что попали в точку. Отныне артисту приходилось тратить уйму сил на то, чтобы переломить в режиссёрском и зрительском восприятии образ романтического героя, однако именно эти вечно юные персонажи стали для зрителей самыми любимыми. В день рождения артиста "Вечёрка" предлагает вам вспомнить его самые яркие кинообразы.
Игорь Грушко, "Розыгрыш" (режиссёр - Владимир Меньшов, 1976)
Полнометражный режиссёрский дебют Меньшова, посвящённый теме взросления, совпал с актёрским дебютом Харатьяна. "Романтический мальчик с гитарой" - таким 17-летний Харатьян ворвался в картину и в кинематограф. Картина имела огромный успех у молодёжи не только потому, что герои говорили на понятном ей языке и на близкие темы, но и потому, что в нём звучали песни модного тогда ансамбля "Добры молодцы". Эти мотивы тут же подхватывались самодельными ВИА, а Харатьян, которого связали с этими песнями, стал известен на весь СССР.

Володя Патрикеев, "Зелёный фургон" (режиссёр - Александр Павловский, 1983)
Работа в этом фильме утвердила Харатьяна в амплуа романтического героя и специалиста комедийного жанра. Сам же актёр считал эту картину о юном начальнике одного из отделений милиции чуть ли не самой светлой в своей биографии. Действие фильма разворачивается в Одессе 1920-х годов - этим "декорациям" очень импонировали азарт и искренность молодого артиста. Харатьян здесь, кстати, впервые спел "под оркестр".

Алёша Корсак, "Гардемарины, вперёд!" (режиссёр - Светлана Дружинина, 1987)
Образ "русского мушкётера" Алеши Корсака в знаменитом костюмно-историческом телесериале на многие годы стала "визитной карточкой" Харатьяна. Несмотря на все случайности, благодаря которым актёр оказался в картине, его "гардемаринство" было закономерным – ведь в роду Харатьяна было несколько офицеров русского флота… На съёмках артист отказался от услуг каскадёров (при том, что страшно боялся лошадей), поскольку вполне логично полагал, что – согласись он на дублера – и на его долю останутся одни лишь крупные планы. В итоге фильм завоевал буквально всенародную любовь, а сам Харатьян на протяжении четырёх лет удерживал звание самого популярного артиста страны.

Гена, "Мордашка" (режиссёр - Андрей Разумовский, 1990)
Своеобразный перестроечный эквивалент "Милого друга" Мопассана. В этом фильме Харатьян играет молодого человека, не примечательного ничем, кроме обворожительной внешности. Впрочем, внешность обворожительна настолько, что у героя возникает идея использовать её для социального и финансового роста – одним словом, выгодно жениться. Хамоватый альфонс Гена – это, пожалуй, единственный "чернушный" образ в актёрской палитре Харатьяна. К слову, "Мордашка" - первый советский фильм, в титрах которого появилось слово "продюсер".

Агент Фёдор Соколов, "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (режиссёр - Леонид Гайдай, 1992)
Этот фильм Леонид Гайдай ставил в расчёте именно на Харатьяна, работа с которым на предыдущей картине ("Частный детектив, или Операция "Кооперация") оказалась в радость режиссёру. Фёдор Соколов – один из лучших агентов КГБ, которому начальство поручает в паре с американской коллегой из ЦРУ провернуть сложнейшую операцию, результатом которой должно стать благополучие сразу двух стран. В США ему предстоит столкнуться лицом к лицу с главарём русской мафии по кличке Артист (Андрей Мягков) и Соколов отлично знает, как его найти – методом "ловли на живца". Уморительно смешная "перестроечная" комедия максимально раскрыла комедийный талант Харатьяна, местами переигрывающего даже мэтров.

Людовик XIV и Марчиали, "Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя" (1993), "Возвращение мушкетеров" (2009)
Людовика XIV Харатьяну довелось сыграть дважды – и оба раза в фильмах Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Вот только если в "Тайне королевы Анны" - это юный влюбленный король (и его брат-двойник), не слишком далеко ушедшие от привычно романтичного образа актёра, то в "Возвращении мушкетеров" герой повзрослел и стал много жёстче. Причём настолько, что даже исполнил рэп в ванной, наполненной розовыми лепестками.

де Ла Моль, "Королева Марго" (режиссёр - Александр Муратов, 1996)
"Королева Марго" стала первым масштабным костюмным сериалом в России. Продюсировал картину Сергей Жигунов, который и пригласил своего давнего друга на одну из главных ролей, оставив себе роль его товарища – брутального Коконнаса. Увы, на озвучании произошел конфликт, в результате которого бывшие друзья окончательно разошлись, а де Ла Моль заговорил голосом Алексея Иващенко.
