10 мудрых цитат из произведений Джеймса Джойса
Большая и шумная семья Джойсов была вынуждена переезжать из одного района Дублина в другой в поисках лучшей доли – отец будущего классика ирландской литературы разорился и менял профессии, пытаясь прокормить родных. Неустроенность, преследовавшая Джойса с ранних лет, навсегда останется одним из главных мотивов его творчества.
Несмотря на непростое финансовое положение, Джеймсу все же удалось получить приличное образование – он обучался сначала в иезуитском колледже Клонгоуз, а позднее – в колледже Бельведер и Дублинском университете. В 1900 году вышла в печать первая публикация Джойса – эссе, посвященное пьесе Генрика Ибсена “Когда мы, мертвые, пробуждаемся”.
"Я пришел к мысли, что не могу писать, не обижая людей," - говорил о своем творчестве сам Джеймс Джойс. Написанные им тексты то льются свободной рекой через сознание читателя, то вдруг увлекают мысли в такой водоворот, выбраться из которого могут только лишь самые подготовленные. Его язык одновременно предельно прост и предельно сложен, он описывает обыденные, конкретные вещи, которые сами собой разрастаются в настоящий эпос, глобальную историю человечества. Каждая книга - энциклопедия жизни, человеческих судеб, простая в своей сложности и сложная в своей простоте.
"От своего читателя я требую всего лишь того, чтобы он посвятил чтению моих работ всю свою жизнь, без остатка," - признавался Джойс. Не берусь судить по поводу жизни, но то, что на произведения этого автора тратятся все эмоции - факт. Подтвердит это вам любой, знакомый, скажем, с полным текстом "Улисса". Продравшись сквозь плотную паутину повествования, закружившись в лабиринте улиц и встреч вместе с Блумом, вы падаете без сил - будучи либо в совершенном восторге от прочитанного, либо абсолютно разочарованные, оскорбленные и рассерженные.
Пусть, по словам литератора, в тексте "нет ни единого серьезного слова", но строки впиваются в сердце и память острыми стрелами - как весь описанный Джойсом мир похож на тот, что за окном. И толковать написанное этим литератором можно бесконечно - в этом и был его хитроумный план - по тексту разбросано столько головоломок, что искать интерпретации знатоки литературы будут еще не одно десятилетие. А это - самый верный путь к бессмертию.
"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые жизненные и мудрые цитаты из произведений Джеймса Джойса:
- Каждая жизнь - множество дней, чередой один за другим. Мы бредем сквозь самих себя, встречая разбойников, призраков, великанов, стариков, юношей, жен, вдов, братьев по духу, но всякий раз встречая самих себя. ("Улисс", 1914-1921)
- Ты спрашиваешь меня, что я хотел бы сделать и чего бы я не стал делать. Я тебе скажу, что я делать буду и чего не буду. Я не буду служить тому, во что я больше не верю, даже если это называется моим домом, родиной или церковью. Но я буду стараться выразить себя в той или иной форме жизни или искусства так полно и свободно, как могу, защищаясь лишь тем оружием, которое считаю для себя возможным, - молчанием, изгнанием и хитроумием. ("Портрет художника в юности", 1907-1914)
- Гений не совершает ошибок. Его блуждания намеренны, они – врата открытия. ("Улисс", 1914-1921)
- Человек может всю жизнь прожить в одиночестве. А что, может! Но всё-таки, кто-то ему нужен, кто бы его зарыл, хотя могилу он себе может выкопать сам. ("Улисс", 1914-1921)
- Назначение художника – творить прекрасное. А что такое прекрасное – это уже другой вопрос. ("Портрет художника в юности", 1907-1914)
- Жизнь имеет право, законное право, требовать от нас, чтобы мы отдали ей большую часть себя. ("Дублинцы", 1904-1914)
- Сострадание – это чувство, которое останавливает мысль перед всем значительным и постоянным в человеческих бедствиях и соединяет нас с терпящими бедствие. Страх – это чувство, которое останавливает мысль перед всем значительным и постоянным в человеческих бедствиях и заставляет нас искать их тайную причину. ("Портрет художника в юности", 1907-1914)
- Любовь между мужчиной и женщиной невозможна потому, что физическое влечение недопустимо; дружба между мужчиной и женщиной невозможна потому, что физическое влечение неизбежно. ("Дублинцы", 1904-1914)
- И позади у него лежало великое будущее. ("Улисс", 1914-1921)
- Человек всегда испытывает подъем от быстрого движения по открытому пространству; и от известности; и от обладания деньгами. ("Дублинцы", 1904-1914)