Прошу слова: десять героев Глеба Панфилова
Глеб Панфилов замечателен своим творческим постоянством. Богема любит экспериментировать в семейной жизни – Глеб Панфилов более 40 лет живет в творческом и семейном союзе с Инной Чуриковой. Кинорежиссеры в последнее время часто ищут себя в театре – Панфилов поставил на сцене всего два спектакля, он предан экрану и камере. Он никогда не гнался за количеством: за 48 лет работы в большом кино он снял 10 картин (еще одна – сокращенная версия предыдущей).
Критики делят его долгую творческую биографию на два тематических периода. До 1980-х годов Панфилов снимал фильмы об отношениях неординарного, непохожего на других героя с окружающим миром, как правило, они решались через творчество.
Первый «большой» фильм Панфилова «В огне брода нет» (1967) рассказывал о санитарном поезде, который во время Гражданской войны перевозил раненых с фронта. В нем работала санитаркой угловатая и некрасивая комсомолка Таня Теткина.
[OBJ Фрагмент к/ф «В огне брода нет»]
Она всем сердцем приняла революцию, мечтая о счастье для всего человечества, но безжалостная реальность войны потрясла ее. И Таня выплескивает свои чувства на бумагу: в ее безыскусных рисунках война предстает абсурдной и неумолимо жестокой.
Следующий фильм Панфилов хотел снять о Жанне д Арк. Но идея не получила одобрения кинематографического начальства, и в результате появился фильм «Начало» (1970) о советской провинциальной работнице, самодеятельной актрисе, которой неожиданно предложили сыграть французскую народную героиню в кино.
[OBJ Фрагмент к/ф «Начало»]
Героиня третьего фильма – «Прошу слова» (1975) – казалось бы, непохожа на Таню и Пашу, хотя ее сыграла тоже Инна Чурикова. Елизавета Уварова – «железная леди» из бывших работниц, председательница городского исполкома.
[OBJ Фрагмент к/ф «Прошу слова»]
Она – настоящий советский человек, для которого общественное выше личного. Гибель чилийского президента-социалиста Альенде для нее важнее проблем в собственной семье. Она приносит свою женскую судьбу и семейное счастье в жертву работе, и становится невольной виновницей гибели сына-подростка. Однако эта трагедия не сломила ее: дух Елизаветы, ее стремление к идеям сильнее обстоятельств. И это, безусловно, роднит ее с героинями предыдущих фильмов.
В «Теме» (1979) главным героем впервые стал мужчина. Популярный столичный писатель Ким Есенин приезжает в Суздаль в поисках сюжета для новой исторической пьесы и встречается там с экскурсоводом местного музея Сашей, женщиной прямой и резкой. Саша сурово оценивает его творчество.
[OBJ Фрагмент к/ф «Тема»]
Так же бескомпромиссно она осуждает своего бывшего возлюбленного, который собирается эмигрировать в Америку. Из-за «скользкой» темы эмиграции картину на 7 лет положили на полку, премьера состоялась только в 1986 году.
«Валентина» (1981) – экранизация пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Хрупкая и трогательная буфетчица Валентина отказывается уехать из забытого богом городка Чулимска, потому что влюблена в местного следователя, который долго не обращает на нее внимания.
[OBJ Фрагмент к/ф «Валентина»]
Пашка, ухажер Валентины, берет ее силой, надеясь, что после этого ей не останется ничего другого, как выйти за него замуж – таковы нравы в этом городке. Однако Валентина отказывает обоим мужчинам. В фильме есть ключевой мотив забора, который огораживает буфет: посетители постоянно его ломают, потому что им лень сделать крюк по тротуару. А Валентина постоянно его чинит и все время надеется, что рано или поздно люди перестанут топтать клумбу, станут умнее и лучше. Это «чудачество» - проявление чистой души, которую невозможно сломить испытаниями.
С начала 1980-х годов Панфилов обращается к русскому прошлому, в основном к экранизации классики.
Первым фильмом на новую тему стала «Васса» (1983) по пьесе Горького «Васса Железнова». Купчиха Васса в начале ХХ века руководила крупной пароходной компанией в Нижнем Новгороде. А ее семья в это время трещала по швам.
Спившийся муж должен был предстать перед судом за растление малолетних, и чтобы спасти семью от позора, Васса заставила его покончить с жизнью. Сын Вассы умер за границей от туберкулеза, невестка, революционерка, явилась забрать внука. Васса неожиданно умерла от удара (инсульта), а все богатство досталось брату, игроку и алкоголику. Благополучие, столь тщательно и жестоко охраняемое, оказалось призрачным.
Следующий фильм – «Мать» (1990) – тоже был экранизацией Горького. Для того времени это был неожиданный выбор – в перестройку пролетарский писатель был отчаянно непопулярен.
Но для Панфилова в этом замысле соединялось многое: вечная тема Жанны д’Арк; «инакомыслие» героев, их упрямство в нежелании плыть по течению, возможность разобраться в причинах катастрофы, случившейся со страной.
Лишь спустя десять лет появился очередной фильм Панфилова – «Романовы: венценосная семья» (2000). «В первом же моем фильме есть эпизод: Таня Теткина узнает о том, что расстреляли царскую семью, – говорил режиссер. – Просто потребовалось тридцать лет, чтобы я дошел до этой трагедии». И еще несколько лет понадобилось на то, чтобы довести фильм о последнем жизни отрекшегося императора до зрителя.
«В круге первом» (2006) – первая экранизация Александра Солженицына. Сценарий написал сам Александр Исаевич, он же читал закадровый текст. Это был тоже «отложенный замысел».
Глеб Панфилов рассказывал, что прочел роман в 1974 году, был потрясен, захотел его экранизировать, «но догадывался, что это станет возможным лет через 300. Я ошибался — получилось снять через 30 лет». Перед главным героем Глебом Нержиным стоит тяжелый выбор – согласиться служить власти или променять относительно привольную жизнь в подмосковной «шарашке» на ГУЛАГ. Одновременно с ним делает тяжелый выбор советский дипломат Иннокентий Володин: он сообщает в посольство США о том, что СССР создает атомную бомбу, чтобы не дать абсолютное оружие в руки преступной власти. На основе сериала создана кинолента «Хранить вечно» (2007).
Последняя на сегодня работа Глеба Панфилова – фильм «Без вины виноватые» (2008) по одноименной хрестоматийной пьесе Островского.
Главную женскую роль, актрисы Елены Кручининой, как всегда, сыграла Инна Чурикова, а ее потерянного, а затем обретенного сына – их с Панфиловым сын Иван. «Мне очень хотелось, чтобы мать и сын были настоящие, - объяснял Глеб Панфилов. – Родная кровь — это не пустой звук. (…) У нас как раз фильм о семье. О том, как семья сначала разрушается. А потом воссоединяется. О том, как мать обретает сына. А сын — мать. Это стремление детей к родителям, а родителей к детям вечно. Это всегда волнует людей».