Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Прошу слова: десять героев Глеба Панфилова

Развлечения
Глеб Панфилов.
Глеб Панфилов. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
21 мая знаменитый режиссер отмечает 80-летие.

Глеб Панфилов замечателен своим творческим постоянством. Богема любит экспериментировать в семейной жизни – Глеб Панфилов более 40 лет живет в творческом и семейном союзе с Инной Чуриковой. Кинорежиссеры в последнее время часто ищут себя в театре – Панфилов поставил на сцене всего два спектакля, он предан экрану и камере. Он никогда не гнался за количеством: за 48 лет работы в большом кино он снял 10 картин (еще одна – сокращенная версия предыдущей).

Критики делят его долгую творческую биографию на два тематических периода. До 1980-х годов Панфилов снимал фильмы об отношениях неординарного, непохожего на других героя с окружающим миром, как правило, они решались через творчество.

Первый «большой» фильм Панфилова «В огне брода нет» (1967) рассказывал о санитарном поезде, который во время Гражданской войны перевозил раненых с фронта. В нем работала санитаркой угловатая и некрасивая комсомолка Таня Теткина.

[OBJ Фрагмент к/ф «В огне брода нет»]

Она всем сердцем приняла революцию, мечтая о счастье для всего человечества, но безжалостная реальность войны потрясла ее. И Таня выплескивает свои чувства на бумагу: в ее безыскусных рисунках война предстает абсурдной и неумолимо жестокой.

Следующий фильм Панфилов хотел снять о Жанне д Арк. Но идея не получила одобрения кинематографического начальства, и в результате появился фильм «Начало» (1970) о советской провинциальной работнице, самодеятельной актрисе, которой неожиданно предложили сыграть французскую народную героиню в кино.

[OBJ Фрагмент к/ф «Начало»]

Героиня третьего фильма – «Прошу слова» (1975) – казалось бы, непохожа на Таню и Пашу, хотя ее сыграла тоже Инна Чурикова. Елизавета Уварова – «железная леди» из бывших работниц, председательница городского исполкома.

[OBJ Фрагмент к/ф «Прошу слова»]

Она – настоящий советский человек, для которого общественное выше личного. Гибель чилийского президента-социалиста Альенде для нее важнее проблем в собственной семье. Она приносит свою женскую судьбу и семейное счастье в жертву работе, и становится невольной виновницей гибели сына-подростка. Однако эта трагедия не сломила ее: дух Елизаветы, ее стремление к идеям сильнее обстоятельств. И это, безусловно, роднит ее с героинями предыдущих фильмов.

В «Теме» (1979) главным героем впервые стал мужчина. Популярный столичный писатель Ким Есенин приезжает в Суздаль в поисках сюжета для новой исторической пьесы и встречается там с экскурсоводом местного музея Сашей, женщиной прямой и резкой. Саша сурово оценивает его творчество.

[OBJ Фрагмент к/ф «Тема»]

Так же бескомпромиссно она осуждает своего бывшего возлюбленного, который собирается эмигрировать в Америку. Из-за «скользкой» темы эмиграции картину на 7 лет положили на полку, премьера состоялась только в 1986 году.

«Валентина» (1981) – экранизация пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Хрупкая и трогательная буфетчица Валентина отказывается уехать из забытого богом городка Чулимска, потому что влюблена в местного следователя, который долго не обращает на нее внимания.

[OBJ Фрагмент к/ф «Валентина»]

Пашка, ухажер Валентины, берет ее силой, надеясь, что после этого ей не останется ничего другого, как выйти за него замуж – таковы нравы в этом городке. Однако Валентина отказывает обоим мужчинам. В фильме есть ключевой мотив забора, который огораживает буфет: посетители постоянно его ломают, потому что им лень сделать крюк по тротуару. А Валентина постоянно его чинит и все время надеется, что рано или поздно люди перестанут топтать клумбу, станут умнее и лучше. Это «чудачество» - проявление чистой души, которую невозможно сломить испытаниями.
С начала 1980-х годов Панфилов обращается к русскому прошлому, в основном к экранизации классики.

Первым фильмом на новую тему стала «Васса» (1983) по пьесе Горького «Васса Железнова». Купчиха Васса в начале ХХ века руководила крупной пароходной компанией в Нижнем Новгороде. А ее семья в это время трещала по швам.

Спившийся муж должен был предстать перед судом за растление малолетних, и чтобы спасти семью от позора, Васса заставила его покончить с жизнью. Сын Вассы умер за границей от туберкулеза, невестка, революционерка, явилась забрать внука. Васса неожиданно умерла от удара (инсульта), а все богатство досталось брату, игроку и алкоголику. Благополучие, столь тщательно и жестоко охраняемое, оказалось призрачным.

Следующий фильм – «Мать» (1990) – тоже был экранизацией Горького. Для того времени это был неожиданный выбор – в перестройку пролетарский писатель был отчаянно непопулярен.

Но для Панфилова в этом замысле соединялось многое: вечная тема Жанны д’Арк; «инакомыслие» героев, их упрямство в нежелании плыть по течению, возможность разобраться в причинах катастрофы, случившейся со страной.

Лишь спустя десять лет появился очередной фильм Панфилова – «Романовы: венценосная семья» (2000). «В первом же моем фильме есть эпизод: Таня Теткина узнает о том, что расстреляли царскую семью, – говорил режиссер. – Просто потребовалось тридцать лет, чтобы я дошел до этой трагедии». И еще несколько лет понадобилось на то, чтобы довести фильм о последнем жизни отрекшегося императора до зрителя.

«В круге первом» (2006) – первая экранизация Александра Солженицына. Сценарий написал сам Александр Исаевич, он же читал закадровый текст. Это был тоже «отложенный замысел».

Глеб Панфилов рассказывал, что прочел роман в 1974 году, был потрясен, захотел его экранизировать, «но догадывался, что это станет возможным лет через 300. Я ошибался — получилось снять через 30 лет». Перед главным героем Глебом Нержиным стоит тяжелый выбор – согласиться служить власти или променять относительно привольную жизнь в подмосковной «шарашке» на ГУЛАГ. Одновременно с ним делает тяжелый выбор советский дипломат Иннокентий Володин: он сообщает в посольство США о том, что СССР создает атомную бомбу, чтобы не дать абсолютное оружие в руки преступной власти. На основе сериала создана кинолента «Хранить вечно» (2007).

Последняя на сегодня работа Глеба Панфилова – фильм «Без вины виноватые» (2008) по одноименной хрестоматийной пьесе Островского.

Главную женскую роль, актрисы Елены Кручининой, как всегда, сыграла Инна Чурикова, а ее потерянного, а затем обретенного сына – их с Панфиловым сын Иван. «Мне очень хотелось, чтобы мать и сын были настоящие, - объяснял Глеб Панфилов. – Родная кровь — это не пустой звук. (…) У нас как раз фильм о семье. О том, как семья сначала разрушается. А потом воссоединяется. О том, как мать обретает сына. А сын — мать. Это стремление детей к родителям, а родителей к детям вечно. Это всегда волнует людей».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.