Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Режиссер Андрей Звягинцев: «У меня нет никаких табу!»

Сюжет: 

Каннский кинофестиваль-2014
Развлечения
Председателем жюри 25-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» станет режиссер Андрей Звягинцев.
Председателем жюри 25-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» станет режиссер Андрей Звягинцев. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Новый фильм Андрея Звягинцева - «Левиафан» - был показан на закрывшимся в минувшую пятницу Каннском кинофестивале.

Почему именно Звягинцев? Тут все очевидно. Количество снимаемых в Росии фильмов может впечатлить кого угодно. Между тем, спроси у западного киномана, кого из наших современных режиссеров он знает, и в ответ услышишь дай бог фамилии три. Никита Михалков, конечно же. Александр Сокуров, безусловно. И - он, Андрей Звягинцев, уже несколько лет будоражащий зрителей то своими кинопритчами «Искушение» и «Возвращение», то остросоциальной «Еленой, и неизменно получающий разнообразные призы и похвалу критиков.

«Золотой Орел», «Ника», «Золотая пальмовая ветвь», Приз Луиджи де Лаурентиса - все это уже есть в копилке режиссера.
На этот же раз в Канны прибыл его «Левиафан», который для кого-то так и останется просто «историей из жизни», а для кого-то наверняка станет чем-то сродни откровению. Ведь в основе фильма - ни много, ни мало - лежит отсыл к знаменитому библейскому сюжету про Иова, у которого, как известно, было семь сыновей и три дочери, да и просто счастливая семья. Но - ровно до тех пор, пока этому счастью не позавидовал Сатана, перед лицом Бога ставший утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью. А с потерей его исчезнет и все его благочестие.

Помните, что было дальше? Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.
Звягинцев дает своим персонажам совсем другие имена, а еще поселяет их в нашем времени и - в маленьком городке близ Баренцева моря, на берегу небольшой, в которую заплывают киты. Ну, а кто тут Сатана? Им окажется продажный мэр, против которого героям придется вести войну - впрочем, скорее, войну философскую.

ак воспримут эту аллюзию европейские и российские зрители предсказать пока невозможно: в оценках работ Андрея Звягинцева не могут сойтись даже кинокритики.

Но куда интереснее то, что думает обо всем этом сам режиссер. С этого корреспондент «Вечерней Москвы» и начал разговор со Звягинцевым.

- Андрей, все на ваши фильмы по-разному воспринимаются российской и европейской публикой. Какой зритель в своих оценках ближе к вашему замыслу? Или вы вообще ни с кем не согласны?

- Честно признаюсь, я практически не знаком с кинокритикой европейской, американской и так далее. Так что ничего про это сказать не могу. А российская критика, особенно на мои первые два фильма, была невероятно разной. Я тогда даже дал себе зарок, что больше ничего про себя читать не буду. Ни одной строчки!

- Неужели вы обиделись на негатив?

- Не обиделся. Просто часто этот негатив был очень поверхностным. Это было ни киноведение, ни анализ, ни попутка в чем-то разобраться и что-то понять, а частная реакция. Причем, мгновенная. А она не продуктивна, не конструктивна и потому не дает понимания того, куда двигаться дальше. Ну, и зачем тогда мне ее знать?

- Ваши персонажи - они все разные. Но, вместе с тем, похожи друг на друга. Интересно: какие черты характера героев в трех ваших картинах – «Возвращение», «Изгнание» и «Елена» – присущи лично вам?

- Сразу скажу: все эти картины не автобиографичны. Но в них, безусловно, есть какие-то состояния, близкие к тому, что я сам пережил, да и вообще что-то от меня. Особенно в «Изгнании». Вот это неслышание другого, вот эта подмена истинного, подлинного чувства любви – я думаю, что многие с этим сталкивались. И я тут - не исключение.

- Каждая ваша работа - история семьи. Как вы думаете, какая модель семейных отношений близка современным молодым людям?

- Я не специалист в этом вопросу, но, думаю, что наверняка такая же, какая была близка и предыдущему поколению.
Хотя, конечно, какие-то изменения все-таки происходят. Долгое время в России ведь был аграрный уклад жизни, а теперь деревня куда-то отходит, город приходит, и становится совершенно не понятно, откуда берутся все продукты питания. Это все меняет, и семейный уклад в том числе. Женщина становится более независимой, самостоятельной. Она много зарабатывает, и это сильно влияет на ее отношения с противоположным полом... Но все три мои истории не были продиктованы намерением поговорить на эти темы.

- Андрей, однажды вы сказали, что художник – это медиум. Какое самое болезненное откровение о современной России вы пропустили через себя?

- Я? Так говорил? Хм. Возможно. Ладно, тогда отвечу: мое болезненное откровение для меня заключается в том, что народ наш нем. Как Пушкин говорил, «народ безмолвствует». А потому главное призвание художника проговаривать смыслы, переживания, беды, катастрофы и так далее, и выражать это каким-то образом на своем языке в литературе или в кино, или в поэзии и так далее.

- Не хотелось бы вам снять фильм, в основе которого легли бы какие-то еще библейские сюжеты?

- Таких идей пока не было. С одним из библейских связан мой новый фильм - «Левиафан». Но он - все же не притча, а целиком и полностью современная, актуальная история с сегодняшними фактурами и с сегодняшним ритмом.

- В России в последнее время снято довольно много фильмов о поиске духовного начала - «Остров», «Царь», «Поп»... А какие фильмы о проявлении божественного в этом мире вы назвали бы лучшими?

- Все фильмы Роберта Брессона: «Приговоренный к смерти бежал», «На удачу, Бальтазар», «Дневник сельского священника» - в них есть эпизоды, где божественное присутствие ощущается невероятно явственно!

- С какими живописными полотнами вы бы сравнили свои картины?

- Сравнивать фильмы и полотна, на мой взгляд, бессмысленно. Но могу сказать, что в моем случае некоторые полотна становятся некими примерами цветовых и композиционных решений. В «Изгнанием», например, это был Эндрю Уайт. Мы даже натуру искали, похожую на ту, что в его картинах. И нашли в Молдавии! Там было очень похожее пространство: вот эти раскатистые холмы, этот желтый цвет, эта отдельно стоящая мельница.

- Андрей, вам снятся сны? О чем они?

- Несколько дней назад в Минске мне приснился страшный сон... А еще был случай: не так давно мы нашли объект для съемок следующего фильма, и мне вдруг приснилось, что я прихожу на это место, а этого здания нет. Оно разрушено, и кругом - кирпичи, обломки какие. Жуть!

- Есть ли у вас табу, то есть то, чего зритель никогда не увидит в картинах Звягинцева? 

- Я боюсь об этом говорить. Вдруг пообещаю сейчас, что зрители что-то в моих картинах не увидят, а потом это самое «что-то» мне очень понадобится. Так что правильный ответ таков: у меня нет никаких табу!

- Давайте вернемся вернемся к вашему «Левиафану»...

- Сценарий к нему Олег Негин писал несколько месяцев. Это с «Еленой» вышло как-то дивно: там Олег умудрился написать сценарий за 10 дней. А в этот раз как-то очень трудно ему все далось. Тяжелая это работа - кино.

Моя любимая бабушка, в 80-е годы услышав меня по Всесоюзному радио, сказала: «Да, внучек, говорить то по радио это легко, а вот работать…!»

А мне однажды, я помню, Костя Лавроненко, сыгравший в моих «Возвращении» и «Изгнании», рассказал историю, как он приехал в Ростов-на-Дону, пришел к своему дядьке, к родственнику. И представьте себе такую мизансцену. Во дворе частного дома этот родственник рубанком что-то строгает и между делом разговаривает с Костей. Ну, и спрашивает, продолжая что-то точать рубанком: а ты чего делаешь? Костя говорит: ну вот. И давай рассказывать, что он работает в театре. Дядька его молчаливо слушал-слушал, а какой-то момент потом вдруг сказал просто одно слово. И так тихо, почти себе под нос: баловство все это...

А «Левиафан»... Я про него говорить не хочу. Не потому, что боюсь сглазить, а просто не считаю нужным как-то трактовать свои работы, устраивать им какие-то рекламные акции.

Единственное, что, мой взгляд, зрители должны знать перед тем, как идти в кино, так это то, что мой новый фильм - это современная история, сегодняшняя реальность, Россия, провинциальный городок и, скажем так, человеческая драма. Все прочее люди должны увидеть своими глазами.

- Андрей, мало кто пишет и говорит о замечательном кинофестивале «Листопад», проходящем в городе Минске. Вы знаете этот фестиваль не понаслышке!

- Конечно! Осенью 2003 года в нем участвовало мое «Возвращение». И победило! А однажды «Листопад» открывался моей же «Еленой». Впрочем, сам я в те годы туда не ездил.

- А теперь вы - председатель жюри «Листопада»?

- Да! На лицо рост!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.