Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Святослав Бэлза: «Искусство помогает омыть душу от пыли повседневности»

Сюжет: 

Умер Святослав Бэлза
Развлечения
Святослав Бэлза: «Искусство помогает омыть душу от пыли повседневности»
2012 год.  Святослав Бэлза на вечере «Музыка жизни», посвященном своему 70-летию, в театре «Новая опера» / Фото: ИТАР-ТАСС
На 73-м году жизни в Мюнхене скончался музыковед и телеведущий Святослав Бэлза.

Его называют «мушкетером музыки и слова». А мушкетеры – и на самом деле его любимые герои. И он всегда старался на них походить – благородства, достоинства, воспитанности, внутренней культуры ему было не занимать. Святослав Игоревич - не просто лицо канала «Культура», но и лицо настоящего интеллигента, интеллектуала, лицо русской духовности.

Родившись в музыкальной семье, он оказался человеком, в жизнь которого классическая музыка вошла с первых шагов и стала его профессией. Бэлза – не только телеведущий, музыковед, но и автор более 100 предисловий к книгам великих писателей. Область его интересов и познаний глубока, он щедро делится этим богатством со всеми, кто интересуется классической музыкой, и ценит в искусстве все подлинное.

26 апреля 2012 года Святославу Бэлзе исполнилось 70 лет. Этот юбилей торжественно был отпразднован в театре «Новая опера» с участием многих оперных и балетных звезд. Сам юбиляр величественно сидел в ложе в костюме Принца Гамлета, но после каждого номера вставал, и, галантно, как подобает благородному рыцарю, вручал выступившей прекрасной даме букет цветов.

Тогда корреспондент «Вечерней Москвы» взяла у Святослава Игоревича интервью, которое так и не было опубликовано. Сегодня мы предлагаем эту беседу вашему вниманию.

- Святослав Игоревич, ваш юбилей, по-моему, удался на славу. Поделитесь впечатлениями от прошедшего праздника?

- Честно говоря, я не ожидал, что мой юбилей приобретет такой размах - друзья постарались. Я с большим трепетом ожидал этого дня. И получилось грандиозное зрелище в «Новой опере», которое называлось «Святослав Бэлза: музыка жизни». К моей радости, в спектакль пришли участвовать многие знаменитости – от Екатерины Сюрина до Николая Цискаридце, от хора имени Пятницкого до школы ансамбля имени Моисеева, от Максима Федотова до Карины Сербиной.

Это был не просто набор номеров – это организованное действо. Я, привыкший много говорить со сцены и с экрана, был молчаливым участником этого действа. Мне приготовили театральный костюм – нечто среднее между принцем Гамлетом и принцем из «Золушки» - примерно таким меня изобразила наша знаменитая фотохудожница Екатерина Рождественская в роли «Автопортрета» Рубенса. Я, конечно, благодарен друзьям, которые затратили много сил, таланта и времени, чтобы подготовить такое грандиозное действо. Очень благодарен Наталье Григорьевне Попович, которая является художественным руководителем театра, и очень благодарен памяти Евгения Владимировича Колобова, который возглавлял «Новую оперу» - мы с ним очень дружили. И, конечно, благодарен Дмитрию Самитову, который стал режиссером и продюсером этого действа.

Честно говоря, я боялся проснуться 27-го утром, потому, что немного страшился такого празднования. Но все прошло грандиозно и торжественно. Я был тронут вниманием и телевидения, и прессы к моей скромной персоне. Сказать, что я был весьма польщен, будет мало, потому что президент Медведев подписал указ о награждении меня Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а председатель правительства Путин прислал мне поздравительную телеграмму.

В канун юбилея меня наградили общественным орденом «Золотой Сокол» - у музыкантов такой орден только у Мстислава Ростроповича, Монсеррат Кабалье и у Владимира Спивакова. Вообще, я понял, что юбилей – нелегкая работа. Но друзья помогают перевалить этот рубеж, как некий экватор. Но хлопот было много, потому что приходилось давать много интервью для ТВ и печатных СМИ. Но уж такой повод – юбилей, чтобы, не останавливаясь, оглянуться.

- Святослав Игоревич, а с каким настроением вы подошли к этому юбилею – хочется подводить итоги, или смотреть вперед, в будущее?

- Мне приятно было прочитать, как одна журналистка написала про меня, что мне не 70, а дважды по 35. Если говорить применительно к себе, то я как-то слабо ощущаю возраст – о цифрах нужно вспоминать только, когда заполняешь анкеты. И это правда, что время - категория относительная. Возраст реальный, и возраст, на который себя ощущаешь – это большая разница. Но я живу в таком темпе, что задумываться о годах, считать месяцы, недели просто некогда. Я мотаюсь по стране и за рубеж, снимаю множество передач, веду концерты. Только за последние два месяца я побывал в Ижевске, Оренбурге, Челябинске, Омске. После юбилея улетел в Алма-Ату, потом была Любляна в начале мая - в общем, не скучаю.

- Как же вы живете в таком ракурсе, в таком темпе? Ведь встречи, поездки, съемки отнимают много сил. Такая яркая наполненная жизнь вам в радость, или бывает, что хочется все бросить, посидеть с книжкой в саду?

- Иногда хочется какой-то передышки, хочется почитать накопившиеся книги – болезнь библиофильства дает о себе знать, и я регулярно к себе в дом стаскиваю какие-то книжные новинки, которые ждут своего часа. Хочется и на даче побыть, я там бываю редко – раз в два месяца. Но мне грех жаловаться – ведь в смене лиц, городов тоже есть нечто подзаряжающее - внутренние и душевные аккумуляторы. Честно сказать, уже выработалась некоторая привычка – если я долго куда-то не выезжаю, то как-то странно себя ощущаю – пропеллер вращается вхолостую.

- Какие же у вас есть привычки, увлечения?

- Привычек дурных вроде нет. Оба мои сына курят, и я их никак не отучу от этого, но у них перед глазами пример их мам, которые курят. Думаю, что они отучатся от этих привычек – подействует благородный пример отца. Что касается хобби – маленькие увлечения, которые украшают жизнь, у меня есть. Я страшный кошатник, собираю коллекцию изваяний котов из разных стран, они все из разных материалов – глины, фарфора, дерева, серебра, и эта коллекция неуклонно разрастается, поэтому я стараюсь выбирать фигурки поменьше – их некуда ставить, шкафы не спасают.

А недавно я открыл для себя новое увлечение – стал привозить тарелочки размером с чайное блюдечко из тех городов, где бывал. Если бы я начал это собирать, когда стал ездить везде, то у меня бы, наверное, не хватило квартиры. Я их собираю года полтора-два и должен вам сказать, что у меня уже более полусотни таких тарелочек. Когда я приезжаю куда-то, то мчусь в сувенирный магазин или художественный салон, чтобы купить себе тарелочку. Но я себе усложнил задачу – это должна быть не просто тарелочка с названием города, а там обязательно должен быть изображен храм.

Так получилось, что первую тарелочку я привез с юбилейных торжеств из Пскова и Великого Новгорода - они положили начало этому собирательству. И поэтому, помимо ширпотребных тарелочек, которые изготовляют в Китае, как и во всем мире, я стараюсь приобретать авторские работы с храмами, сделанные профессиональными художниками.

Единственный город, где я не смог найти тарелочку с храмом, это Нью-Йорк – я в прошлом году вел там фестиваль славянской письменности. Тарелочек там продается масса – и со Статуей Свободы, и с видами города. Я попросил друзей отвезти меня в кафедральный собор святого Томаса, и там были кружки с храмом, и памятные кубики с галограммой, а вот тарелочек не было. Так что в моей коллекции только Нью-Йорк представлен Статуей Свободы, зато все остальные города – и наши, и зарубежные, представлены именно с храмами.

И это имеет не только сакральный смысл, ведь храмы – красивейшие здания в городах, и такая панорама интересна. У меня добрые отношения с настоятелем храма Петра и Павла в Лужках - отцом Андреем, как-то он заходил ко мне с матушкой и одобрил мое коллекционирование.

- Святослав Игоревич, а есть ли у вас любимый город на карте земли?

- Так сложились звезды, что мне буквально перед юбилеем удалось побывать в Челябинске, благодаря моему знаменитому другу Денису Мацуеву, который проводил там свой фестиваль, и я в этом усмотрел некий перст судьбы. Мне приятно было увидеть свой портрет, как уроженцу Челябинска, в путеводителе города и области, который мне вручил вице-губернатор. Если мы говорим не о России, то я очень люблю Краков и итальянские города, конечно же, Флоренцию, Венецию, Рим.

Очень люблю Болгарию, и стараюсь каждое лето там побывать. Мне нравится маленький древний город Несебр, который внесен в книгу исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. У Ирвина Шоу в романе «Вечер в Византии» сказано: «Никогда не возвращайся в города, где ты был однажды счастлив». Это красивая фраза, но на самом деле приятно бывать в городах, где ты был счастлив. Воспоминания об этом счастье дороже и трогательнее, чем сами эти миги счастья, которые переживал, и с возрастом начинаешь ценить это счастье, не меньше того, что происходит здесь и сейчас. Они - очень важная составная часть твоей биографии, в том числе, и духовной.

- А вам хочется ли говорить о тех мигах счастья, или это закрытая тема?

- Конечно, миги счастья бывают разные. Миги счастья – это когда ты узнаешь о рождении сыновей, это величайшее счастье. Миги счастья те, которые тебе дарит любимая женщина. Чайковский после удачного исполнения своих сочинений записал в дневнике об этом событии, как о миге великого счастья. Я много встречаюсь с людьми, и это общение с теми, кто составляет лицо культуры – отечественной и зарубежной. Мне довелось встречаться с такими гигантами культуры, как Грэм Грин или Лучано Паваротти – и это тоже миги счастья, и они остаются в благодарной памяти, в душе.

- Святослав Игоревич, вы много встречаетесь с выдающимися людьми – личностями. Но вы же и сами – личность незаурядная - интеллигент, интеллектуал, иначе бы не выступали в своей роли. А вам самому, как яркой личности, никогда не хотелось встать по ту сторону рампы, где ваши собеседники – ну, например, сыграть в спектакле, написать пьесу или великую книгу? Можно ли об этом говорить?

- Это Маяковский писал: «Я поэт. Этим и интересен…» Я надеюсь, что интересен не только тем, что я телеведущий. Во-первых, я пришел на телевидение уже достаточно сложившимся литератором, критиком. И хотя времени остается все меньше из-за моей блуждающей судьбы, но я продолжаю писать - выходят книги с моими предисловиями, их накопилось уже более 100, причем, это все самые знаменитые авторы – от Шекспира до Оскара Уайльда, от Бальзака до Дюма, от Жюля Верна до Станислава Лема, от Дефо до Киплинга, от Эдгара По до Славомира Мрожека.

И это все не так просто – написать предисловия к таким именам, произведения которых входят в мировую классику, и написать нужно либо что-то новое, либо что-то особенное, либо как-то элегантно. Я продолжаю литературную деятельность. Хотя мысли о романе у меня есть. Самый лучший роман, который может быть, – это мемуары, поскольку мне повезло на встречи, и встречи с потрясающими людьми - редко кто может похвастаться таким перечнем людей, которые вошли в жизнь и оставили в ней след. Но пока еще тот темп, в котором я живу, не позволяет мне взяться за это. Трудно урывками сделать что-то стоящее – это требует сосредоточенности. Но я надеюсь, может, удастся это сделать. Можно по-разному относиться к своему труду, но можно вносить творческий элемент и в свою повседневную работу.

- Вы – человек увлекающийся. Кто за последнее время вас по-настоящему потряс, заставил думать, переживать, что-то делать новое?

- Если говорить о тех, кто потряс и вызывает восхищение за последнее время, это певица Чечилия Бартоли, о которой мне довелось делать передачи и вести ее концерт. Я не устаю с благодарностью вспоминать нашу великую примадонну Ирину Константиновну Архипову. Я восхищаюсь Юрием Николаевичем Григоровичем, который в свои 85 остается молод душой и талантом, и продолжает ставить балеты, а не только почивать на лаврах.

И вместе с тем, я могу восхищаться и своими молодыми друзьями, такими как, Денис Мацуев, которого я знаю на протяжении добрых двух десятков лет (11 июня ему исполнится 37). Я знаю его со времен, когда он был учеником Центральной музыкальной школы при Консерватории, и мне приятно видеть, как из «коротких штанишек» вундеркиндов вырастают настоящие мастера нашего исполнительского искусства, которые достойно несут эстафету лучших традиций отечественного искусства и становятся даже центральными фигурами. И, я рад, что мои знаменитые друзья, такие как Владимир Спиваков, Юрий Башмет, тот же Денис Мацуев, уже могут соперничать в славе с эстрадными идолами, и благодаря своей сверхпопулярности привлекают к классическому искусству новую публику – тех, кто раньше и не ходил в филармонические залы, а именно привлеченные громкостью этих имен начинают приобщаться к высокой музыке в прекрасном исполнении.

- Святослав Игоревич, вы человек, который всю жизнь связан с классической музыкой. А что вообще для вас музыка – можно это как-то сформулировать?

- Мой юбилейный вечер был назван «Музыка жизни». И музыка действительно сопровождает нас с первых дней появления на свет, с колыбельной, что поет нам мама, и до похоронного марша. Поскольку я родился в музыкальной семье - мама и папа были членами Союза композиторов, а папа к тому же - профессор московской Консерватории, то музыка составляет огромную часть моей жизни. Недаром наставник Оскара Уайльда и других выдающихся людей Уолтер Пейтер говорил, что «все искусства стремятся быть музыкой». И хотя сложно выстраивать такую иерархию, но музыка – высшее из искусств, и приобщение к этому, слушание музыки – это тоже акт творчества, изрядной работы души и сердца.

Приобщение к музыке не просто украшает жизнь, но, и, как говорил Толстой, жизнь – это приращение души. И музыка в этом помогает. Я благодарен судьбе, которая меня привела к тому, чем я занимаюсь. И это нравится мне, и, как гласят отзывы, приходящие на канал «Культура», да и те, что я слышу во время многочисленных поездок по стране, это нужно очень многим. Искусство – эта вторая реальность - приобретает особое значение в наше время, когда наблюдается сердечная недостаточность в обществе, где сама жизнь больше стимулирует к помыслам о материальном мире. Музыка, поэзия, театр все-таки напоминают нам о том, что есть мир «горний», если выражаться высоким штилем, и о том, что действительно, не хлебом единым жив человек.

- Мир искусства – это тонкий мир, придуманный. Насколько вы верите тому, что читаете, видите, слышите в искусстве? Что вообще для вас эти миры – та самая вторая реальность, или вымысел?

- Искусство, с одной стороны, это конечно, «нас возвышающий обман», но с другой стороны литературные герои не менее реальны, чем люди, существующие вокруг нас. И для миллионов людей и Гамлет, и Дон Кихот, и Д'Артаньян, и Василий Теркин не менее реальны, чем исторические персонажи. Сила искусства и в воспитательном значении тоже, если говорить примитивно. Для меня искусство и жизнь – две неразделимые вещи и взаимопроникающие.

Но мне невероятно повезло, что моя жизнь так тесно вписана в координаты искусства. Я глубоко убежден, что какой бы профессией человек ни занимался, будь то инженер или военный, ему не обойтись без искусства, без приобщения к нему – ведь это человеческая потребность. И можно пожалеть тех, кто сознательно или бессознательно настолько выхолащивает свою жизнь, обедняет ее, что ведет к нищете духа и лишает себя высокой радости общения с подлинным искусством. Я подчеркиваю – с подлинным искусством, потому что нам сейчас очень услужливо и назойливо предлагают огромное количество подделок под искусство, подделок под талант. И нынешний расцвет технического прогресса очень способствует тому, чтобы выдавать бездарность за талант, ничтожество за крупную личность, и нужно уметь отличать одно от другого и воспитывать в себе хороший вкус.

- А что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы массовая культура не затмевала подлинное искусство?

- Воспитывать вкус и приобщаться к настоящему искусству. В некоторых городах, где я бываю, и где не часто увидишь настоящих мастеров, публика уже начинает понимать – появляются ориентиры, точки отсчета, и халтурщики уже не очень проходят. Я надеюсь, что молодежь перерастет масскультуру и невежество, потому что такое безрадостное существование, когда человек себя сознательно ограждает от настоящего искусства, ведет к обнищанию души, и в итоге пропадает смысл жизни. Недаром нам даровано искусство свыше, и оно помогает нам. Помните, как говорил Чайковский, что в искусстве люди должны находить «утешение и подпору». И искусство действительно дает утешение – помогает омыть душу от пыли повседневности. И когда человек после трудов своих, весьма интенсивных, приходит на концерт, в театр, то он оставляет за порогом театра эти повседневные заботы. И без таких мгновений просветления трудно представить себе полноценную жизнь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Святослав Бэлза. Он был умен, красив и интеллигентен...

На 73-м году жизни в одной из клиник Мюнхена не стало Святослава Бэлзы. Это произошло после тяжелой болезни, о которой, впрочем, знали только близкие. Неизменные выправка, обаятельная улыбка, и, конечно, «бабочка», что еще, наверняка, породит изящное, в духе Набокова эссе «О роли «бабочки» в искусстве», всегда были при нем, если он появлялся на публике (далее).

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЭЛЗЫ

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.