Леди Макбет в вишневом саду покорила сердце Станиславского
В атриуме отеля «Балчуг Кемпински» – дамы в вечерних платьях, кавалеры -в костюмах, музыка, шампанское. Все, как и полагается премии и фестивалю с, пожалуй, самым респектабельным лицом, потому что в театральном мире давно известно, что «Сезон Станиславского» - своего рода символ театрального качества.
То тут, то там, постоянно раздаются щелкают затворы фотоаппаратов. Больше всех камеры, кажется, охотятся на однокурсников по Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства, Елизавету Боярскую и Данилу Козловского. Давние партнеры по театральной сцене, выпускники Льва Додина (имя этого режиссера и педагога еще не раз прозвучит в этот вечер со сцены, вместе со словами благодарности), получают награду за лучшую женскую мужскую и лучшую мужскую роль. Боярская – за Катерину в спектакле Московского ТЮЗа «Леди Макбет нашего уезда» и Варю в «Вишневом саде» петербургского Малого Драматического театра – Театра Европы, а Козловский – за Лопахина в додинском же «Вишневом саде».
-Формат вечера предполагает не протоколы, а естественные слова, - сказала во время вручения награды Елизавета Боярская. – Для меня это большая честь, невероятная гордость быть удостоенной этой премии. И, говорю сейчас без кокетства, это фантастический аванс, потому что в своем сознании (и во многом это заслуга Льва Абрамовича) я еще не студентка, конечно, но малоопытная актриса, которая толком–то в общем еще ничего не сделала, и все самое главное и интересное – впереди. Многого надо добиваться, и то, что меня оценили, две роли одновременно, невероятная радость и счастье. В оправдание этого аванса хочу сказать, что люблю театр, обожаю его, не могу без него жить, и в будущем буду делать все честно, отдаваясь своему любимому делу на все 100 процентов.
Благодарила актриса и своего педагога и режиссера Льва Додина (именно за роль в его «Вишневом саде» и Боярская, и Козловский были отмечены премией)
- Я бесконечно люблю Льва Абрамовича и преклоняюсь перед ним, - призналась Боярская. - В жизни каждого из нас значит очень много. В 2002 году, когда я поступала, я даже не знала, кто такой Лев Додин, хотя я из театральной семьи. Пришла, мне говорят: «Додин набирает, он 10 лет не набирал». А я спрашиваю: «А хороший режиссер» Мне ответили: «Да ты что, Додина не знаешь, с ума сошла?» Решила, что буду поступать к нему. И вот благодаря этому невероятному стечению обстоятельств появился один из самых важных людей в моей жизни.
Вторил Боярской на сцене и Данила Козловский:
- Наверно, главное слово в моей речи - слово спасибо, - смущенно говорил Данила Козловский. –Оно не самое оригинальное, но единственное, которое поможет сказать, что я чувствую. Спасибо моим учителям, Валерию Николаевичу Галендееву и Льву Абрамовичу Додину, которых я бесконечно люблю, моей семье, папе, маме, брату… Я очень люблю свой театр, я - такой абсолютный солдат-фанат, и не представляю свою жизнь без театра. Поэтому спасибо всем: от охранников до Льва Абрамовича. Это удивительные люди, которые живут театром и отдают всю свою жизнь. Не могу не сказать спасибо артистам, партнером по «Вишневому саду». Вы лучшие в мире, я вас очень люблю.
Одним из самых трогательных и важных моментов церемонии - вручение награды театральному педагогу, профессору РАТИ (ГИТИС) Сусанне Серовой. Ее ученики отмечены множеством наград, Сусанна Павловна принимала участие в рождении трех столичных театров - «Табакерки», возникшей из двух курсов, на которых преподавала Сусанна Серова, «Мастерской Петра Фоменко» (в мастерских Фоменко Серова вела сценречь) и «Студии театрального искусства».
- Общаясь со студентами я счастлива ощущать, что у меня есть такой контакт, такая возможность протягивать перспективу сквозь время, - сказала Сусанна Павловна. - Культура речи - сейчас самое важное, что мы можем поднять на щит. Русская речь - та основа, на которой держится наше национальное самосознание.
Событием сезона были названы спектакли Московского ТЮЗа «Леби Макбет нашего уезда» (режиссер Кама Гинкас) и «С любимыми не расставайтесь» (режиссер Генриетта Яновская).
Режиссеры позвали на сцену и артистов своего театра:
- Нас 24 человека, - раздалось из зала!
-Выходите все 24 человека, - скомандовала Генриетта Наумовна.
- Наша профессия ничего из себя не представляет, без этих людей, - сказал Кама Гинкас, показывая на своих актеров. - Мы можем болтать все, что угодно, говорить, какая прекрасная пьеса, но если нет этих красивых и замечательных людей, если они не открыты к тому, что ты им пытаешься объяснять, тогда нас нет. Мы - ноль без них.
Также премиями были отмечены генеральный директор Большого театра Владимир Урин, критик Марина Токарева, автор книги «Сцена между землей и небом. Театральные дневники начала XXI века», художник по свету Дамир Исмагилов, актер Олег Ханов (за роли последних лет на сцене Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури) и английские режиссеры Кэти Митчелл и Сэм Мендес. Получил премию и благотворительный театральный проект «Поколение Маугли», который запустила компания МТС совместно с Фондом Константина Хабенского.