Сергей Пускепалис: Люди, если будете уважать сами себя, то поймёте, что от вас зависит куда больше, чем от Запада, либералов, от власти...
С режиссером Сергеем Пускепалисом, засыпанным с ног до головы мокрым снегом, мы столкнулись нос к носу в фойе госпиталя Бурденко, куда Пускепалис пришел навестить переведенного в общую палату Эльдара Рязанова.
- Бегу к Эльдару Александровичу прямо из-за монтажного стола, - признался режиссер, - сдавая старенькой гардеробщице промокшую куртку. - Монтируем фильм «Клинч».
- Расскажете подробнее?
- Вообще-то, я терпеть не могу давать интервью. Я обычно отвечаю общими фразами, - улыбнулся Пускепалис, - не понимаю, зачем я журналистам я до сих пор нужен.
- Наверное, потому что вы хорошо улыбаетесь...
- Я улыбаюсь не потому что добрый, а от стеснения. Ну, раз уж вы меня поймали – спрашивайте.
- Сергей, а мне кажется или я действительно видела спектакль с тем же названием, что и будущий фильм?
- Да, я ставил его в Уфе и успех был просто запредельный. И это сподвигло нас с автором пьесы Алексеем Слаповским написать киносценарий.
- Ваш главный герой – учитель, поэтому очевидно, что «Клинч» будут сравнивать…
- «С географом, пропившим глобус» (занудным механическим голосом). Это очевидно, но фильм не об этом. Я снимал фильм не про учителя, а про человека. Может быть, Алексей Слаповский, который в прошлом был учителем, закладывал такой смысл, а я – нет.
- В пьесе есть сцена, когда жена учителя предлагает убить его бывшую ученицу-вымогательницу. Это тема о том, что для того чтобы справиться со злом, нужно самому стать злом. Как в «Левиафане» Звягинцева.
- Ну нет, ничего общего у нас с «Левиафаном» нет и быть не может, кроме актера Алеши Серебрякова, который играет в фильмах главные роли. У меня иные эстетические взгляды. Я рад, что «Левиафан» получил «Золотой глобус». Но, к сожалению, премия – американская, и не исключаю, что преференции к фильму возникли потому, что это кино про то, как в России все плохо.
- Вы не согласны с этим?
- Категорически нет. Я - патриот.
- Напомните ваше происхождение, пожалуйста.
- У меня мама из Литвы, папа из Болгарии. Но по поводу своих настроений постоянно ссорюсь с братом. Потому что разделяю российскую позицию на многие вопросы. Конечно, я тяжело отношусь к тому, что происходит на Украине. Это Сорочинская ярмарка, морок, пришедший с Запада, для которого Россия - кость в горле. Я сам ездил на Майдан, уговаривал украинцев одуматься. То, что произошло там - страшно. Этот конфликт отбросит Украину лет на пятьдесят назад. И все будут о нее ноги вытирать, кроме русских, которые опять поймут и поддержат. Но я не понимаю украинцев. Это все равно что мой сын, которого я люблю, сказал бы: Папа, ты зло. И что тут делать.
- Герой «Клинча», когда бывшая ученица украла его портфель, бросает в нее палку...
- Может быть, и я бы тоже бросил. Но все-таки фильм не об этом. Петр Фоменко, у которого я учился, говорил о том, что необходимо испытывать восторг жизни. И я с этим согласен. Поэтому картина «Клинч» в том, чтобы напомнить: люди, если будете уважать сами себя, то поймёте, что от вас зависит куда больше, чем от Запада, либералов, от власти...
- Отличается работа театрального режиссера и режиссера кино?
- Конечно! Это совсем другая степень ответственности. В театре режиссер может запросто взвалить ответственность на плечи актеров. Все-таки они проводники идеи. И, в случае чего, всегда сказать: ничего не знаю, это все актеры виноваты. В кино такой номер не пройдет. Это очень авторитарный вид искусства. Режиссер на монтажном столе делает то, что хочет. И поэтому результат - личная ответственность режиссера.
- Так что, если что-то зрителю не нравится…
- То все помидоры пусть бросают в меня.
- Долго ли ждать?
- Думаю, увидеть фильм можно будет где-то к ноябрю. Но, сразу скажу, что автору пьесы, Алексею Слаповскому, мое кино понравилось. А он строго относится к телевизионной продукции.
- А почему вы сняли фильм по пьесе Слаповского? У нас больше нет достойных авторов?
- Что вы, авторов сколько угодно. А те, кто говорят, что у нас мало хороших текстов – врут и мало читают.
- Какая книга, кстати, открыта на рабочем столе?
- «Благоволительницы» Литтела. Как раз дочитываю последние страницы. Это страшная и сильная книга.
- Поставить не думаете?
- Это невозможно. Надо быть, как минимум, Сергеем Урсуляком.
- Ну и традиционный вопрос о планах на будущее.
- У меня 29 января запланирован вечер «Простые вещи» в киноклубе «Эльдар». Сам не понимаю что будет, поэтому невыразимо стесняюсь. Мне всегда неловко выступать перед людьми, я смущаюсь страшно, мне все время кажется, что я не на своем месте. Так что эта встреча сейчас занимает все мои мысли.
СПРАВКА «ВМ»
Сергей Пускепалис долгое время был известен как актер и театральный режиссёр, проработавший во многих театрах страны. Сергей Пускепалис не побоялся в своём вполне зрелом возрасте ещё раз дебютировать – на этот раз в качестве кинорежиссёра. В ноябре на экраны выходит фильм «Клинч», снятый по пьесе Алексея Слаповского.
КСТАТИ
29 января в 19-00 в киноклубе «Эльдар» состоится творческий вечер «Простые вещи», в котором примут участие сам Сергей Пускепалис и его друзья:
Алексей Попогребский, Алексей Слаповский, Игорь Золотовицкий, Вера Сторожева, Олег Погодин, Станислав Дужников, Константин Тарасов…
Часть денежных средств, вырученных от продажи билетов, будет перечислена в благотворительный фонд "Подари жизнь".