Ирина Антонова знакомит с искусством «третий возраст»
Лекции проходят в главном здании Пушкинского, а также в центре эстетического воспитания молодежи «Мусейон» в Колымажном переулке. Недавно исполнилось девять лет со дня открытия центра. Он назван в честь Александрийского мусейона (т.е. «храма» или «святилища муз»), одной из культурных сокровищниц античного мира. Это в нем находилась знаменитая Александрийская библиотека.
В московском «Мусейоне» проводятся занятия для юных любителей искусства. Это привело к тому, что сотрудники музея... перестали чувствовать себя в нем хозяевами. На все воскресенье, 8 февраля, Пушкинский был отдан в распоряжение детей из Клуба юных искусствоведов. Они сами вели экскурсии, работали смотрителями залов и даже администраторами.
А с прошлого года Пушкинский начал осваивать и другой мировой тренд: специальные занятия для людей «третьего возраста», т. е. от 55 лет. Абонементы на них продают только при предъявлении пенсионного удостоверения.
Цикл лекций Ирины Антоновой «Искусство — диалоги в пространстве и времени» начался в октябре. Выступления посвящены наиболее важным проблемам, к которым обращались художники всех эпох.
Уже прошли занятия на темы «Портрет», «Образ героя», «Любовь», «Труд», «Природа». Следующая и последняя лекция будет на тему «Война и мир» (7 апреля), а 24 марта пройдет еще и семинар-дискуссия. На семинарах слушателям предлагают произведения для самостоятельного описания.
Накануне лекции «Жизнь вещей» «ВМ» поговорила с Ириной Антоновой.
- Что именно вы вкладываете в понятие «третий возраст»?
- Представители третьего возраста — это люди, которые, получив свободное время, должны восполнить тот пробел в общении с искусством, что они не имели возможности восполнить, пока работали.
- Те есть музей начинает делать упор на пожилых?
- Нет! Сегодня каждый второй посетитель Пушкинского музея — ребенок. Когда происходит запись в наши кружки и клубы, мы не можем принять всех желающих: музей просто не справится с таким объемом работы.
- Пушкинский музей еще до Великой Отечественной войны начал устраивать специальные программы для молодежи. Сегодня, кажется, необходимость в них стала особенно остра.
- Помню, пришла женщина и умоляла записать ребенка в клуб или кружок, повторяя: «Спасите его от улицы!» Антонова считает, что для того чтобы разбираться в жизни, надо разбираться в искусстве.
«Человек, который разбирается в искусстве, понимает, что такое красота линий, пропорций, гармония и дисгармония». Для этого необязательно становиться профессиональным музейным работником. Однако выясняется, что эти ее слова для юных учеников «Мусейона» не указ.
— Многие из тех, кто занимался в наших клубах и кружках, становятся потом сотрудниками Пушкинского музея, — признается она. — Они так влюбляются в наши залы, что им уже не хочется их покидать.
СПРАВКА
Ирина Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве. В 1945 году, после окончания МГУ, пришла на работу в Государственный музей изобразительных искусств. Директор ГМИИ с февраля 1961 года. Время ее управления называют золотым веком Пушкинского музея: были проведены масштабные международные выставки, расширена программа зарубежного искусства. С 10 июля 2013 года освобождена от должности директора и назначена почетным президентом ГМИИ. Член Общественной палаты Российской Федерации (2011).