Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Одиночество таланта. Эрнст Неизвестный

Сюжет: 

Умер Эрнст Неизвестный
Развлечения
Эрнст Неизвестный – имя целой эпохи. Эпохи странной, разной, рваной и неровной, полной терзаний политических, нравственных и моральных. Наверное, в каком-то смысле он – ее символ: он, познавший славу и забвение, удачи и неудачи, уральский парень, окончивший свой жизненный путь в далекой Америке.

Эрик появился на свет в Свердловске 9 апреля 1925 года. Так назвала его мама, баронесса Белла Дижур. Кровь в жилах Эрика бурлила фантастическая: дед – купец, отец – белогвардеец, офицер, личный адъютант самого Антонова, потом, когда одна эпоха сменила другую, начал работать детским врачом – лечил горло и носы. Но красные, конечно, распознали врага и под личиной детского врача. Не расстреляли ни купца, ни бывшего белогвардейца только потому, что бабка предъявила новым хозяевам жизни яркое свидетельство лояльности мужа: листовки коммунистического содержания, которые дед тайно печатал в личной типографии. Так что расстрел не состоялся.

А Эрик рос хулиганом. Оторвой, неуправляемым и вольным. В 17 лет окончил военное училище, отправился на войну, там попал под трибунал, был приговорен к расстрелу, который заменили на штрафбат. Ранения, полученные им, были ужасны: выбило несколько межпозвоночных дисков, пришлось пережить несколько ушиваний диафрагмы и легких… Про него говорили – не жилец. А он жил.

Три года после войны он ходил на костылях. А боли были такими, что он… начал заикаться.

Он всегда мечтал рисовать и каким-то фантастическим усилием воли поступил в Академию художеств в Риге и «суриковку» в Москве. Скорость развития событий была фантастической: студент-фронтовик очень быстро стал членом Союза художников СССР, а потом и получил ряд наград.

В 1957 году все боль войны, что он вынес на своей изуродованной спине, все пережитое и непережитое он воплотил в скульптуре «Мертвый солдат». Она противоречила основным коннотациям советского искусства, особенно того, что было связано с войной. В солдате не было никакого патриотизма, была одна боль – и то уже растворенная в земле, на которой он лежал. Это была скульптура-притча: лежащая на земле фигура с полуистлевшим лицом все еще стремилась куда-то, протягивала руку в сторону невидимого врага. Так началась эпоха скульптур Неизвестного: странных, вызывающих, необычных, рвущих время и пространство и всегда говорящих чуть больше, чем было заявлено в названии.

В 1962 году Никита Хрущев приехал на выставку к 30-летию МОСХа. Неизвестный достаточно самоуверенно взял на себя обязанности экскурсовода для первого лица. Но разразился скандал. Хрущев не понял и не оценил представленное искусство, а потому погорел Неизвестный: его не выставляли несколько лет.

Опала была недолгой, но болезненной. После того, как она минула, Неизвестный начал потихоньку выезжать за границу и медленно и верно приобретал там славу. Выставки его за границей были небольшими, но всегда походили с успехом. А работы постепенно начали раскупать коллекционеры.

О себе же скульптор и художник сказал многое, создав «Орфея» - уникальный символ человеческого одиночества. Точнее – одиночества таланта. Смотреть на скульптуру можно до бесконечности, в ней все – боль: от заломленных рук и запрокинутой головы до общего ощущения безысходности. Чувствовал ли себя так Неизвестный? Иногда – безусловно да. А может быть чаще, чем мы думаем.

Удачи приходили к нему все чаще. В 1971 году – победа на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины. В 1973 – монумент «Сердце Христа» для польского монастыря. А в 1974 году – памятник на могиле Хрущева, странный и до сих пор вызывающий споры. Последняя крупная работа мастера до эмиграции.

Хотел ли Неизвестный эмигрировать? Нет. Он много раз говорил об этом. Но он хотел работать, а в СССР – не получалось. Чтобы делать свои скульптуры (без малого 900 в период с конца 60-х и до отъезда!) он работал реставратором рельефа обломков Храма Христа Спасителя, что хранились в Донском монастыре. Все заработанное тратил на скульптуры. Работал снова. Из означенного выше количества купили четыре…

С какого-то момента он попал в абсолютно черную полосу. Дело было уже не в тотальной нехватке денег. Все валилось из рук, его обвиняли то в валютных махинациях, то в каких-то шпионских играх, а уж его выход на улицу редко обходился без скандала – он будто притягивал неприятности. Месяца не проходило, чтобы его не избили некие неизвестные люди, притом что сломанные пальцы для скульптора – это особая «история»…

Он начал проситься на Запад. Сначала робко, потом настойчиво. Написал 67 заявлений на эту тему. И потом все же уехал. Это случилось 10 марта 1976 года.

Уехать было странно… На следующий день по приезде в Америку он присутствовал на открытии собственной работы в Кеннеди-центре. Бюст Шостаковича понравился. Неизвестного принялись опекать Уорхолл  и Либерман. Близкий друг Ростропович был готов вести его в высшие сферы культуры мира. Неизвестный вошел в них легко, но почти сразу – отказался от этого. Он был одинок изначально, одинок как мастер, как создатель, творец. Ему было достаточно рядом жены, которая его боготворила и всегда была рядом.

Правда, просто жить в пространстве собственного одиночества у него не получилось. К нему приходили и приезжали – в его дом и сад, наполненный скульптурами, что он обрел на острове Шелтер (пара часов пути от Манхэттена, потом – паромом через Лонг-Айленд). Этот маленький кусок рая для миллионеров стал обителью русского скульптора, его мастерской и домом одновременно.

Неизвестный довольно долго преподавал в различных городах Европы, а потом в Нью-Йоркском университете. Но счастье находил только в работе дома – в мастерской. В последние годы стало подводить сердце. Но ему очень хотелось успеть как можно больше. Ну а идей у него было огромное количество: чего стоит одна только работа над оформлением… Библии!

В 1995 году Неизвестный получил российское гражданство и стал лауреатом Государственной премии России. Он приезжал на Родину, каждый раз и радуясь этому, и болея этими приездами. В том же 1995 году он открыл в Магадане одну из самых сильных и страшных своих работ – памятник жертвам сталинских репрессий. На сооружение памятника Неизвестный отдал 800 тысяч долларов, заработанные им за счет продаж других скульптур. Он очень хотел, чтобы этот памятник – был…

Он был неистощимым придумщиком, фантастическим рассказчиком. И философом. Безусловно – философом. А установив свои отношения с Творцом, провозгласил великую истину – «Великих художников-атеистов не было. Нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно считать себя исключительным, оторванным от полета уток, изменения звезд, приливов и отливов. Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом. Бог никого не назначает. Он принимает…»

Бог принял его 10 августа 2016 года. Ему шел 92-й год…

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.