Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Лебедь, рак и Щука от рассвета до заката

Развлечения
Не верится, но факт: 21 октября Театральному институту имени Бориса Щукина исполняется аж 102 года. Чтобы разобраться, чувствует ли себя знаменитая Щука на столь внушительный «официальный» возраст, обозреватель «ВМ» провел в ее стенах один учебный день.

Говорят, было так: 23 октября 1914 года ученик Константина Станиславского — юный Евгений Вахтангов — провел первое занятие с актерами, годом ранее организовавшими любительскую театральную студию. Доподлинно не известно, как оно все происходило на самом деле, однако ж легко представить, как молодые студийцы шумною гурьбой шли к Евгению Багратионовичу по осеннему холодку, в полный голос травя друг другу байки и пугая хохотом редких прохожих. Актеры же — люди импульсивные, но… Нынешнее октябрьское утро началось в Щуке в полнейшей тишине.

8:40

— Рановато вы пришли, так что посидите пока, — привечает меня рубенсовских форм гардеробщица Ольга, щедро фиксируя лаком для волос прическу и, кажется, даже воздух вокруг себя. — Ребята прибегут минут за пять до занятий.

Свою фамилию Ольга называть категорически отказывается: мол, стесняюсь, ах, отстаньте, молодой человек. Но при этом щебечет, словно канарейка, преисполненная достоинства и гордости. Не удивительно: если театр начинается с вешалки, то чем хуже театральный институт!

— Я тут второй год по вешалкам главная. Нравится ли? Очень! Хотя, конечно, тяжеловато от того, что здесь так поздно занятия заканчиваются: приходится иногда сидеть на месте с 9 утра до 10 вечера.

9:23

Первой студенткой, переступившей в этот день порог института, оказывается первокурсница из Москвы Екатерина Кудряшова. Катя бодра и весела. Чего веселится?

— Я мечтала стать актрисой с самого детства, — скороговоркой рассказывает она, одновременно передавая куртку гардеробщице Ольге, подкрашивая губки и поправляя выбившуюся светло-русую прядь, — с четырех лет ходила на занятия в Детский музыкальный театр, с пяти начала заниматься вокалом. Так что никаких сомнений, куда пойти учиться, не испытывала. Здесь безумная атмосфера, все крутится вокруг искусства! Знаете, как это заражает?

Но я не знал. А потому помчался за Екатериной в зал, где через несколько минут должно было начаться занятие по сценическому движению.

9:29

Преподаватель сцен движения Ольга Семаева появляется за минуту до начала занятия.

— Встали в шахматном порядке, закрыли глаза, расслабились! — командует Ольга Александровна первокурсникам. И все встают, закрывают и расслабляются. Урок начинается.

Парни и девчонки то будто плывут, то прыгают, то хлопают. Разминаются.

— Опустили глаза, теперь посмотрели на потолок. Сделайте головой, как жираф! А теперь втяните голову, как будто у вас вовсе нет шеи. У тебя нет шеи, Абдулла!

10.36

Кажется, что ты попал в зоопарк. Ученики принимают немыслимые позы ящерицы, скорпиона, рака, птички, тюленя, лебедя, саранчи, кошки и мышки.

Студенты пыхтят. Студентки постанывают. Первокурсница Анна Августинова делает большие от ужаса глаза, услышав об очередном задании.

— А теперь — поза сфинкса, — дает отмашку Ольга Александровна. — Представьте, что вы смотрите в века и улыбаетесь!

Все нервно смеются в ответ. Пыхтение и стоны становятся громче.

— А теперь — упражнение «торпеда»! Торпеда, а не плавающее... Ну, вы поняли.

Первокурсница Татьяна Светличнова ползет по длинному мату, всеми силами стараясь походить на пущенный в цель снаряд, а не на то самое, на что намекает педагог. На мой непросвещенный взгляд, у нее выходит убедительно.

11:28

Елена Валентиновна Ласкавая, блиставшая на сцене Театра на Таганке, а ныне — доцент кафедры сценической речи в Щуке, стремительно движется по коридору. Через две минуты у нее занятие на втором курсе.

— Для многих стать актрисой — детская мечта, а для меня — нет, — пока еще не начался урок, шепотом рассказывает мне похожая на эльфа стройная голубоглазая блондинка Александра Тулинова (господи, сколько же здесь красивых девушек!). — Я все решила уже в сознательном возрасте, отучившись несколько лет на переводчика. Как меня сюда занесло? Тут училась моя подружка, которая меня все время таскала на показы. И я внезапно открыла для себя весь этот мир!

11:34

— Улыбайтесь, потому что все мы тут живем с улыбкой! — с порога призывает Елена Валентиновна студентов.

— Не спешим! — голос Елены Ласкавой ласков и строг одновременно.

Все наклоняются, сгибают колени и дышат — громко и ритмично. Затем трут щеки, чтобы выделялось больше слюны — смочить глотку. Следом — протяжное «мммммммм». Ребята бьют себя в грудь, как Кинг-Конг, стучат себя по коленкам, массируют головы.

«Рррррррррррррр». Мурашки по коже!

Следом ложатся на спины. 12 секунд — на вдох, 16 — на выдох.

— Андрей, у тебя зажатый верх! Андрей пытается расслабиться.

— У тебя зажата челюсть!

12:06

Распластавшись на полу, второкурсники ритмично напрягают мышцы животов, из которых раздается громкое многотональное бульканье. Кто-то хихикает. Затем — все дружно зевают. Это тоже упражнение, при звуках которого мне, человеку неподготовленному, до боли в лицевых мышцах тоже хочется зевнуть.

— Выходим на звук бас-гитары! — командует Елена Ласкавая.

От этого звука у меня начинается вибрация где-то в области сердца. Сердцу, впрочем, тут вообще не просто: на полу потягиваются красотка-блондинка Александра и ее прекрасные подруги в трико.

— Карк, ларк, парк, царк, шарк, марк, — произносят они как заклинание.

— Бай, гай, дай, хай, зай, най, сай, фай, чай, — растягивают они, как молитву.

Лишь после всего этого на уроке по сценической речи начинается работа над текстом Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

— Начнем с Антошки Власова. За ним — Варя. «Возможно ли это, сударь!» — скажет Соня. «Он дышит, он живет», — говорит Сережа.

Через пять минут у каждого уже своя реплика. Ребята приступают к декламации…

Лебедь, рак и Щука от рассвета до заката Заведующий кафедрой мастерства актера в Щуке — педагог и режиссер Павел Любимцев (справа) — разбирает с учениками третьего курса Анной Неверовой и Артемом Мининым сцену из пьесы Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» / Фото: Артем Житенев

12:40

Передохнуть можно в буфете. Навалив на стулья рюкзаки и сумки, тут сидит стайка студентов.

— Сегодня у нас короткий день! — делится радостью уже знакомая мне первокурсница Таня Светличнова. В 19:00 можно пойти домой. Личная жизнь? Пока вся моя личная жизнь — учеба. И меня это устраивает.

Таня делает глоток чая и начинает что-то напевать себе под нос. Кажется, арию Фигаро. У нее прекрасный голос.

13:30

В крошечном зале на четвертом этаже занятие по актерскому мастерству для третьекурсников проводит актер, режиссер и педагог Павел Евгеньевич Любимцев. Со своими студентами он разбирает «Как важно быть серьезным» — великосветскую комедию по одноименной пьесе Оскара Уайльда.

— Ребятки, двигаем стульчики!

Неожиданно абсолютно интеллигентный Павел Евгеньевич повышает голос до звенящего:

— Отставить разговорчики! Переходим к сути дела!

Все немедленно рассаживаются. Берут листы с текстом пьесы.

— Аня, начинай!

И Аня начинает:

— Жара просто невыносимая!

— Да, в воздухе чувствуется гроза, — отвечают ее героине следующей репликой…

Одни и те же фразы тут проговариваются по несколько раз: быстрее, медленнее, на вздохе и на выдохе, с разными настроениями, интонациями, ударениями, жестами и поворотами головы.

Любимцев экспериментирует вместе со всеми, искренне восхищается каждым предложением, проигрывает его, волнуется и от волнения ерзает на стуле.

— Тема, не будь улыбчивым на этом фрагменте! Здесь твоему герою не до улыбок!

— Меняй ритм!

— Говори глубже!

— Артем, у тебя что, штаны из вафельного полотенца?

— Перебирай его волосы, как обезьянка!

— Зачем ты ставишь ударение на прилагательном?!

— Слишком, слишком гонишь!

Полтора часа проходят совершенно незаметно…

15:00

Из коридора к коридор, из аудитории в аудиторию. Вот пробежал ректор Щуки Евгений Князев. Вот профланировал в буфет Любимцев. Вот кто-то репетирует танец, кто-то поет, кто-то декламирует, кто-то обнимается, но никто, никто не стоит на месте. 102 года? Да бред, фантастика! В таком возрасте так себя не ведут!

17:36

Гардеробщица Ольга явно немного запыхалась: пойди выдай одежду куче молодых людей, которым необходимо срочно перебежать из здания в здание — на новые занятия.

Кажется, по импульсивности и громкости хохота нынешние ученики могут в два счета обставить своих предшественников, спешивших на занятия к Евгению Вахтангову.

— Тут прекрасные студенты! — с умилением смотрит на них Ольга. — Я даже немного им завидую, хотя сама актрисой быть никогда не хотела — всегда мечтала о работе поспокойнее. Они репетируют, танцуют постоянно. Поговоришь с ними, энергией зарядишься. И сразу жить легче!

И она совершенно права. Я это и на себе ощутил.

СПРАВКА

Театральный институт имени Бориса Щукина — высшее учебное заведение при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Готовит специалистов по направлениям «актер драматического театра и кино» и «режиссер театра». Среди его выпускников — Анастасия и Марианна Вертинские, Наталья Гундарева, Александр Збруев, Алла Демидова, Евгений Дворжецкий, Александр Калягин, Ролан Быков, Юрий КатинЯрцев, Андрей Миронов, Сергей Маковецкий, Константин Райкин. Ректор — народный артист России актер Евгений Князев.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.