Александра Урсуляк: И было счастье
Премьера «Барабаны в ночи» режиссера Юрия Бутусова, где главную женскую роль сыграла одна из самых звездных актрис театра, имеет все шансы стать сильнейшим спектаклем сезона.
— Александра, почему, на ваш взгляд, Юрий Бутусов выбрал для постановки именно эту пьесу Брехта?
— Юрий Николаевич — интуит во всем, что он делает. Так что, думаю, его решение выбрать для постановки именно эту пьесу — интуитивное. И еще я знаю вот что: во-первых, он эту пьесу приметил и запомнил уже давно, а во-вторых, он все про нее понимает.
Бутусов говорил, что у этого произведения Брехта есть очевидное несовершенство, какая-то неровность, рваность, но ему кажется, что именно в этом и заключается прелесть «Барабанов». Кроме того, мне кажется, для Юрия Николаевича были очень важны прописанные в пьесе роли и мощная любовная линия. Здесь ведь тема любви не просто затронута, а является основой всей конструкции.
— Ну а для вас? Для вас «Барабаны в ночи» все же больше личная история или общественное высказывание?
— Мне кажется, личная история, история любви. Именно поэтому в этой пьесе так сильна женская партия и так важен тот сложнейший выбор, перед которым оказывается моя героиня.
— Между тем спектакль вполне можно расценивать как приговор бунтарям и прошлого, и настоящего, сдувающимся, словно мыльные пузыри, едва на их горизонте появляется возможность пожить спокойно и в достатке.
— Я не думаю, что люди, как вы говорите, сдуваются. Просто человеку нужно существовать адекватно той ситуации, которая сложилась вокруг него. Именно эта ситуация показывает, есть на данный момент смысл в каких-то поступках или нет. Я убеждена: иногда подвиги не нужны, поэтому главный фокус пьесы и сделан на ее финале, когда герой, которого играет Тимофей Трибунцев, говорит о том, что он отправляется домой жить своей жизнью — такой, какая у него есть.
— Что выбираете вы: борьбу или семейный уют?
— Мне кажется, борьбу можно затевать только ради себя и своего близкого круга. Все остальное глупо, если только ты не общественный деятель.
— «Я хочу съежиться в крохотный комочек», — говорит героиня «Барабанов в ночи». Вас иногда посещает такое желание?
— Конечно! Но совсем не из-за глобальных вопросов бытия, не из-за обстановки в мире или в стране. Мне хочется съежиться в комочек, например, перед спектаклем, потому что каждый раз, выходя на сцену, я боюсь. А вообще, для любого человека съеживание — естественное состояние организма, из которого он выходит в жизнь.
— Ваши приоритеты…
— …это моя семья, дети. С другой стороны, моя жизнь — это работа. Я люблю ее! И было бы очень страшно, если бы мне пришлось выбирать что-то одно, потому что в единстве этих двух сторон жизни и состоит моя гармония. Мне кажется, если бы у меня не было семьи, мне не о чем было бы говорить в профессии.
А если бы у меня была только семья, я стала бы очень неприятным человеком — причем больше всего для своих близких, тех, кого люблю... В шахматах есть такое понятие, как «пат»: в какую бы сторону ты ни пошел, тебе объявят мат. Так и здесь: я не могу идти ни в одну из сторон, а обязана балансировать между ними.
— Поделюсь наблюдением: в «Ночах Кабирии» у Аллы Сигаловой, в «Добром человеке из Сезуана» Юрия Бутусова, в его же «Барабанах в ночи» вы играете женщин с более чем непростой личной жизнью. Может, любовь вашим героиням противопоказана?
— Думаю, дело тут не в совпадениях, а в том, что ставить спектакли о счастливой любви нет смысла. Счастливая любовь не предмет драматургии, поэтому самые интересные и серьезные роли всегда находятся в поле какой-то трагедии или хотя бы любовной неудачи.
— Работа над ролью Анны в «Барабанах» была, судя по тому, что происходит на сцене, весьма непростой?
— Процесс репетиций был чудесный: я каждую минуту понимала, какое это счастье! Но я очень долго пыталась найти в этом спектакле именно свое место, так как мне казалось, что моя роль несколько скучнее, чем мне бы того хотелось. И я очень благодарна Юрию Бутусову, который сумел ее дополнить и максимально разнообразить с помощью вставок, придумок, визуальных эффектов, несмотря на очень сжатые сроки подготовки этой постановки.
— Сколько же вы репетировали?
— Всего около 50 дней! Это была катастрофа, это стоило всем большой крови, потому что, понимая, что у нас нет другого шанса, мы не вылезали из театра, иногда репетируя по 14 часов в сутки. Все цеха, все службы работали тогда только на нас! Было сложно, да. Но ни я, ни, думаю, мои коллеги об этом совершенно не жалеем.
— Вы одна команда, понятно. Однако сыгравший в спектакле вашего вернувшегося с фронта жениха Тимофей Трибунцев — актер другого театра. Общий язык нашли с ним сразу?
— Мы были с ним знакомы, хотя никогда и не работали вместе… Тимофей — великий артист, я считаю! Но я знала, что он человек очень осторожный, закрытый, вливающийся не в каждый коллектив. Поэтому мы его встречали так нежно, что он сразу понял, как мы ему рады. И мне кажется, что ему хорошо с нами.
— Вы часто смотрите работы своих коллег из других театров?
— К сожалению, у меня редко получается куда-то пойти. Все время, когда где-то идет что-то хорошее, у меня как на грех свой спектакль. Но я все равно слежу за всеми премьерами в Москве и стараюсь вырваться хотя бы на самые громкие из них.
— И каковы ваши впечатления?
— Я рада, что время от времени сегодня все же случаются спектакли, серьезные и по мысли, и по форме. Потому что, конечно, существует большая проблема — особенно у молодых режиссеров: им настолько надоел старый классический театр (и я их, поверьте, хорошо понимаю!), им так хочется из него вырваться, что на этом пути они ведут себя как подростки, предпочитающие агрессивные шаги осмысленным действиям. Что с ними делать? Думаю, следует дать им возможность выплеснуть свою истерику и ждать, когда за новыми формами они перестанут забывать о смыслах.
ДОСЬЕ
Александра Урсуляк, дочь режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли, родилась 4 февраля 1983 года. С 2003 года работает в Театре им. А. С. Пушкина. Обладатель премий «Звезда театрала» (2013) и «Золотая маска» (2014). В фильмографии актрисы около 30 ролей. Была замужем за актером Александром Голубевым, воспитывает двух дочерей.