Егорка мечтает о носухе
Но об этом — чуть позже. Автор, как говорят в одном красивом южном городе, имеет-таки сказать пару слов за сам уголок дедушки Дурова, где, как и почти все московские дети, не единожды бывал в детстве. Мамаша американская, желая возбудить в чаде своем искорку гордости за свою страну, приводит его на край знаменитейшего каньона реки Колорадо и говорит: «Вот смотри — это есть только у нас, в Америке». Мамаша московская в аналогичном случае с полным основанием может показать ему небольшой особняк, построенный архитектором Вебером и купленный в 1894 году Владимиром Леонидовичем Дуровым — последний кусочек Старой Божедомки, теперешней улице Дурова. И сказать слова приблизительно то же самое: «Это есть только в Москве, только в России».
Это и о том, что в европейских и американских цирках теперь почти не увидеть номеров с участием животных. Спасибо пресловутым «зоозащитникам»: мол, калечат укротители братьев наших меньших... И о том, что невдомек им: в доме «дедушки Дурова» - а от него и в большинстве цирков России - используется исключительно безболевой метод дрессировки. И о том, что общение с теми самыми «братьями» (иногда его по-умному называют зоотерапией) способно произвести в психике ребенка изменения, сравнимое по масштабам с тем самым американским каньоном. Самому доводилось видеть, как после получасового общения с дельфином в бассейне ожил и впервые что-то залопотал дотоле практически не говоривший четырёхлетний мальчишка.
Малый (он же – знаменитый домашний театр «Крошка», а еще его вполне можно назвать Историческим) зал Уголка Дурова предоставляет для такого общения, будем справедливы, куда большие возможности, чем построенный в конце 1970-х Большой зал. Зал невелик — всего-то девяносто мест. Зато всё близко, и все первые ряды — для малышей. И животные «соразмернее» маленькому зрителю — сегодня уже трудновато представить на ней... ну, скажем, слона или бегемота. Зато полный восторг выросшей в «каменных джунглях» малышни вызывают, например... дрессированные лисицы. Знаковый, между прочим, «дуровский» зверь — первым с ним на арену вышел именно Владимир Леонидович Дуров. До него «рыжие бестии» почему-то считались не поддающимися дрессировке.
Спектакль театра зверей, понятно, меряется совсем иной меркой, чем обычные драматические спектакли: в целом надо связать немудрёной, но, тем не менее, занимательной цепочкой номера с участием «братьев меньших». А это, между прочим, тоже немалое искусство. Как там говаривал детский классик? Для детей надо писать (и ставить спектакли) как и для взрослых, только лучше.
Но тем, кто сегодня работает в Уголке Дурова, к подобным трудностям не привыкать. Было в советское время такое слово - «многостаночники». Помните?
Так вот, с известной долей условности это и обо всех Дуровых тоже. Владимир Леонидович ведь бы не только дрессировщиком, но и иллюзионистом, и клоуном, и очень серьезным ученым, работавшим с такими светилами тогдашней науки, как Павлов и Бехтерев. Юрий Владимирович Дуров отличался не только на арене цирка, но и на экране — помните его Черчилля? Про литературный дар практически всех представителей династии уж не говорю. Внук Владимира Леонидовича, незабвенный Лев Констинтинович Дуров, на полном серьезе говорил, что это — от «кавалерист-девицы» Надежды Андреевны Дуровой, которую он считал своей прапрабабкой.
Праправнучка Владимира Леонидовича — Наталья Юрьевна Дурова-младшая — из той же великолепной творческой обоймы. Дрессировщица, культуролог, юрист, сценарист, постановщик, артистка - занята аж в восьми спектаклях театра зверей. И, по мнению московских властей, лучший молодой специалист в сфере культуры образца 2014 года. Ну, словом, представитель династии Дуровых во всей силе этого слова!
Сюжет сочиненной ею сказки о Дедушке Морозе и длинном носе прост: на дальней лесной заимке с дедушкой живёт мальчик Егорка, которому ну очень хочется повидать зверушку со странным именем носуха. Тоже фирменный знак Дуровых — отлично поддающиеся дрессуре носухи — животные семейства енотов с сильно вытянутой верхней губой, отсюда и имя - участвовали в знаменитом аттракционе Владимира Леонидовича «Железная дорога». В сегодняшнем спектакле с обычными, равно как и с пустынными ушастыми лисичками — фенеками, а также с хорьками и весьма вальяжным и явно знающим себе цену вороном работает Артём Волосников.
Да вот беда — живут те носухи аж в Южной Америке. И, как говорил тот же классик, «то, чего требует дочка (читай: внук – авт.) должно быть исполнено. Точка!». Как быть? Разумеется, писать письмо Деду Морозу — он-то уж точно выручит! (Дела Мороза представляет Алексей Воропаев — он вообще-то по основной специальности дрессировщик, но тут приходится уподобляться мастерам на все руки Дуровым).
А уж в паре со Снегурочкой — так и на все сто. Особенно если Снегурочку изображает сама автор сказки и её постановщица — Наталья Дурова. Несмотря на молодость, это уже четвёртый поставленный ею, наследницей дела и дома Дуровых спектакль. При этом в нам она же работает со спаниелями, кошками, и совершенно неотразимым дикобразом.
Сюжет — сюжетом, а фирменные дуровские аттракционы в спектакле должны быть непременно. Куда же без енота, усердно стирающего бельё без всякой машины? Енот, белоснежная енотовидная собака, козочки и в конце концов добравшиеся до осчастливленного Егорки носухи – «ученики» Анны Самохиной.
...Егорка счастлив. Довольны, похоже, и получившие кусочки любимых лакомств «меньшие братья». О детях, «пообщавшихся» с ними, и говорить нечего. Чего не хватает? Только Нового года...