Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Режиссер должен пребывать одновременно в двух мирах

Развлечения
Режиссер должен пребывать одновременно в двух мирах
Кинорежиссер Александр Митта. / Фото: РИА «Новости»
28 марта празднует 84-летие народный артист России, известный режиссер и сценарист Александр Митта. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Сказка странствий», «Граница. Таежный роман», «Шагал — Малевич» вошли в сокровищницу отечественного кинематографа. Кинообозреватель «ВМ» побеседовала с режиссером накануне дня его рождения.

Александр Наумович, чем вы заняты сегодня?

— Пишу, преподаю режиссуру в нескольких странах. Ну и обдумываю сценарий новой картины: есть интересный замысел, но пока о нем рано рассказывать.

Чем вы, режиссер, всю жизнь проживший в столице, можете сегодня гордиться?

— В том числе и тем, что я снял за свою жизнь пять фильмов о Москве. Я коренной москвич, родился в большом доме в Гнездниковском переулке, где позже расположился студенческий театр. Родители мои были коммунисты, поэтому они жили в этом доме. Папа трудился на Заводе имени Сталина, где выпускались знаменитые автомобили. Потом, когда мне исполнилось три года, мы получили квартиру в районе нынешней станции метро «Красносельская», в доме ударников труда. В 1937 году наша семья, как и многие другие, попала под репрессии: братьев и сестер отца пересажали и расстреляли. Его самого спасла техническая уникальность: отец отвечал за металлопокрытия, и все, что блестело, было его детищем. Поэтому директор завода переносил фамилию отца из списка в список, хотя убрать ее совсем не могли: НКВД им заметно интересовался. Таких переносов было девятнадцать. А у меня, видимо, от отца на уровне генов заложилось ощущение, что надо хорошо делать свое дело, и тогда все сложится нормально. Поэтому я всячески стремился изучать свое ремесло, а потом еще и преподавал режиссуру — в России, Германии, Америке.

Что же это за профессия такая — «кинорежиссер»?

— Это способность пребывать единовременно в двух мирах. Способность, формирующая в каком-то смысле не совсем адекватные отношения с реальностью. Потому что у режиссера реальность — это в первую очередь съемочная площадка, а его окружение — члены его же съемочной группы. Если сравнивать эту реальность с реальностью людей других профессий, то они сильно отличаются. Мы работаем все время: двенадцатичасовой съемочный день на площадке, который надо еще и подготовить, осмыслить, а по окончании проглядеть отснятый материал. На самом деле получается четырнадцать часов в сутки, так что ни на что иное времени и сил просто не остается — доползаешь до кровати и засыпаешь как убитый. А утром — на работу. Все это и работой-то нельзя назвать, такая жизнь высасывает все остальное, подменяя собой другую жизнь. Но зато это та жизнь, которую ты сам придумал и реализовываешь.

А как в вашем случае выглядит процесс работы над сценарием? И насколько вы привередливы в быту?

— Я был в приятельских отношениях с Тонино Гуэрра, написавшим сценарии для гениев итальянского кино Феллини и Антониони. Так вот он работал в крошечной комнате, где стояли только стул и стол. Став всемирно знаменитым, он скупил все дома на улице, где стоял его дом, но сам остался в этой же комнатке. Где по-прежнему, кроме стола и стула, ничего не было. Объяснял он это так: «Я должен писать, зарабатывая на кусок хлеба, и меня ничего не должно отвлекать». Вот эта же формула работает и в моей жизни.

Ваш последний игровой фильм — картина о художниках «Шагал — Малевич». Могу предположить, что среди ваших пристрастий есть увлечение живописью, которое и вылилось в это полотно...

— Это действительно так. В свое время мечтал стать художником — не произошло, но страсть к живописи сохранилась Я не слишком люблю ездить на курорты отдыхать: хорошую компанию ведь с собой не прихватишь, а брать работу на отдых глупо. Но есть несколько европейских городов, куда я езжу с большим удовольствием, потому что там присутствуют картинные галереи и музеи. Во-первых, это Париж, во-вторых — Берлин. Вот там я могу с утра до вечера наслаждаться хорошей живописью, которая дает мне огромный энергетический импульс.

СПРАВКА

Александр Наумович Митта (род. 28 марта 1933 года) — режиссер, сценарист, преподаватель, народный артист России. Окончил МИСИ и ВГИК. Лауреат призов МКФ в Венеции, Лондоне, Сорренто, Белграде. Автор книги «Кино между адом и раем». Член Российской академии художеств.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.