Дмитрий Юровский: Исполнять сегодня 13-ю симфонию Шостаковича - особая ответственность
Поэту 18 июля исполнилось бы 85 лет. К сожалению, он не дожил до круглой даты всего трех месяцев. 1 апреля Евгений Евтушенко ушел из жизни.
В самом начале лета, 4 июня, в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат музыка Дмитрия Шостаковича и поэзия Евгения Евтушенко. Симфонический оркестр Москвы "Русская Филармония" исполнит знаменитую 13-ю симфонию, написанную на пять стихотворений поэта: "Бабий яр", "Юмор", "Страхи", "В магазине" и "Карьера". Сегодня подготовка к юбилейному концерту идет полным ходом. Как музыка и слово дополняют и пронизывают друг друга и какая ответственность ложится на исполнителей симфонии сегодня, "ВМ" рассказал дирижер Дмитрий Юровский.
Он признается сразу: перед этим концертом волнуется особенно, ведь эту музыку ему предстоит дирижировать впервые.
- К тому же, для моей семьи имя Дмитрия Шостаковича имеет особое значение, - говорит Дмитрий. - Мой дед в эвакуации жил с ним на одной лестничной клетке, а уже позже у Дмитрия Дмитриевича учился мой отец. К музыке Шостаковича я отношусь с особым трепетом. Для меня она - это нечто очень близкое, родное, как и слова, которыми она наполнена.
К русскому слову в семье Юровских относились с огромным уважением, а к поэзии особенно: мама дирижера Элеонора Дмитриевна - филолог по профессии. Она передала детям любовь к литературе.
- Конечно, для музыканта ближе звук, насыщенность музыки эмоциями, красками и оттенками, - продолжает Дмитрий, - но слово для меня всегда шло неразрывно с произведениями, которые мы исполняли с оркестром. Я вырос в музыкальном театре, поэтому драматургия для меня имела и имеет до сих пор огромное значение. Например, перед исполнением каждой новой вещи я пишу для себя свой собственный сценарий: продумываю подачу, акценты, музыкальные оттенки. А на репетициях часто пользуюсь словами-символами, образами, чтобы передать оркестру настроение и определенные ассоциации, возникающие от музыки, которую мы исполняем. В то же время важно выдержать грань и именно предложить слушателю свое видение музыки, а не навязывать его при этом. На первом месте все же должен оставаться смысл, заложенный композитором, а не личное восприятие.
Сегодня, работая над 13-й симфонией Шостаковича, Дмитрий, по собственному признанию, погружен больше в изучение поэзии Евтушенко, чем в музыку.
- Конечно же, я прекрасно знаю это произведение, - дирижер улыбается. - Музыка Шостаковича со мной уже много лет, несмотря на то, что я дирижирую ее впервые. Сейчас, когда уже идут репетиции, мне не менее важно глубоко осознать еще один аспект произведения - слово Евгения Евтушенко. Как известно, Шостакович использовал пять стихотворений поэта. Они очень разные: "Бабий яр", "Юмор","В магазине", "Страхи", "Карьера". Если вчитаться в каждое из них, поражаешься, как мастер слова видит драму в самой простой жизненной ситуации.
До концерта остается чуть меньше месяца, волнение растет. Работа идет полным ходом.
- Я работаю с Симфоническим оркестром Москвы "Русская филармония" уже 6 лет и по-прежнему испытываю чувство новизны, каждый раз получая энергетический импульс, - рассказывает дирижер. - Это подтверждает то, что я работаю с истинными музыкантами. Технический уровень исполнения тоже имеет значение в искусстве. Быть музыкантом - ремесло, требующее постоянного оттачивания мастерства, но и это еще не все. В каждом из нас есть некий внутренний инструмент. Он дает возможность понимать и пропускать через себя музыку, которую мы исполняем. Когда только началась подготовка к юбилею Евгения Александровича Евтушенко, мы понимали, что на нас лежит большая ответственность. Теперь, в связи с уходом поэта, она только возросла.
Полное интервью с дирижером Дмитрием Юровским в ближайшее время будет опубликовано на сайте "ВМ". Следите за обновлениями.