Меланхолия по-русски, или В поисках чеховских сестер
Марина Брусникина поставила спектакль по пьесам ученицы Николая Коляды Ирины Васьковской. В постановке, где красной нитью проходит тема "отцов и детей", занята как зрелая труппа (ни в коем случае не старая) "Современника" - Инна Тимофеева, Марина Хазова, - так и молодежь. Художественный руководитель "Современника" Галина Волчек на недавно прошедшей встрече со зрителями сказала: "Я горжусь молодой труппой театра, которую создавала в течение 20 лет".
Дарья Белоусова, Светлана Иванова, Полина Рашкина, Виктория Романенко, Марина Феоктистова, Наталья Ушакова играют наших современниц: Ларису, Надю, Варю, Катю, Валю. Правда, понятие "современницы" - условное. Девушки, судя по нарядам, музыке, разговорам, живут во времена "диско" - середине 1980-х. Но каждая из них в мечтах, мыслях и печалях напоминает героинь русской классики - Тургенева, Достоевского, Чехова.
К сожалению, "железный" 20-й век наложил отпечаток на лица, манеры и стремления русских женщин. Героини живут в "хрущевках" или на дачах с худой крышей, покупают водку, но исключительно для привлечения женихов, носят безумные вульгарные платья с вещевых рынков и в желании быть счастливыми теряют достоинство и гордость. К счастью, не опускаются до мата (в этом спектакле, в отличие от другой премьеры Марины Брусникиной на сцене МХТ - "Боюсь стать Колей", нецензурная лексика не звучит). При этом в глубине души (неспроста спектакль называется "Уроки сердца") девушки - нежные, ранимые, хрупкие, интеллигентные и умеющие любить.
Наталья Ушакова и Светлана Иванова играют двух сестер - Валю и Надю. Старшая (Валя) уговорила младшую продать родительскую квартиру, чтобы увидеть самый романтичный город мира - Венецию. Теперь они живут на запущенной даче, почти бедствуют и мечтают вернуться в Москву, но с любимым человеком. Только любимый в спектакле один на всех пятерых героинь, и он, увы, далеко не герой. Женатый, пьющий, вечно голодный и невезучий Алеша.
Светлана Иванова в знаменитой постановке Галины Волчек "Три сестры" играет младшую Ирину, и в спектакле "Уроки сердца" ее Надежда по сути похожа на Ирину. Алексей (Илья Лыков) при знакомстве так и говорит: "Надежда - это так по-чеховски". Надежда напоминает и чеховскую Соню. Она практически повторяет монолог Сони, но только не Дяде Ване, а старшей сестре: "Я терплю и ты - терпи".
Сложнее терпеть героине Дарье Белоусовой - Ларисе. Она как раз живет в душной "хрушевке", с деспотичной матерью (Инна Тимофеева), которая захламила весь дом коробками с припасами на "черный день". Лариса еще более безумная, сумасбродная, чем Валя, и ей, что называется, "уж замуж невтерпеж". Лариса даже пишет письма заключенным и ходит к водочному ларьку, чтобы познакомиться с мужчиной. Лариса, с ее бурным нравом, скорее, из мира Достоевского. Она много говорит о смерти, называет "хрущевку" гробом, и в отличие от сестер на даче - недобрая. В чем-то она похожа на героиню романа Митчелл Скарлетт О, Хару. Между прочим, Лариса, как Скарлетт, использует штору, чтобы сшить себе платье для выпускного вечера.
В спектакле "Уроки сердца" много параллелей с кинематографом. Прямым текстом упоминается английская актриса Вивьен Ли, которая так играла психически нездоровую Бланш в оскароносном фильме "Трамвай Желание", что сама оказалась в психбольнице. История с сестрами происходит на фоне культового фильма Ларса Фон Триера "Меланхолия". Две сестры живут в ощущении надвигающегося конца света, и громадная планета висит над ними, как дамоклов меч - так и в спектакле сестры из последних сил пытаются удержаться на Земле, хотя власть темной Луны их совсем сбила с толку. Но Марина Брусникина в этой постановке, где много кинематографа, не использует модный сегодня в театре экран. Актрисы играют настолько объемно, используя все возможности языка кино и театра, что этого достаточно. Неспроста считается, что женская труппа "Современника" - одна из самых сильных.
Спектакль "Уроки сердца" - с музыкой, танцами (здесь целая танцплощадка из советских 1980-х), с клоунадой. Музыкальное оформление спектакля сделала актриса МХТ, ученица Олега Табакова Алена Хованская. Сценография - заслуженного художника России Николая Симонова. Сценография - серая советская действительность - квартирка в "хрушевке", которая трансформируется в дачу с протекающей крышей и в мусорную свалку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Драматург Николай Коляда:
- Вчера ночью мне позвонила Галина Борисовна Волчек. "Здорово, Коля, - говорит Галина Борисовна. - Ну, вот, твоими лучами согревается "Современник". Спектакль "Уроки сердца" по сочинениям твоей ученицы вышел чудесный. Волчек предложила мне прислать новые пьесы для постановки в театре.
Художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек:
- Приглашаю всех на Чистые пруды на премьеру Марины Брусникиной "Уроки сердца". Так и хочется сказать "Дом сердца". Этот спектакль по пьесам молодого драматурга Ирины Васьковской - ученицы большого друга нашего "Современника" Николая Коляды. В спектакле занята молодая труппа театра. Спектакль оправдывает название и "Уроки сердца", и "Дом сердца".