Есть пули в нагане. «Приключениям неуловимых мстителей» - 50
В крепость Карс (ныне — территория Турции, а в начале XX века эти земли входили в состав Российской империи. — «ВМ») свозили политзаключенных со всего Закавказья.
Павел Бляхин, попавшийся на распространении революционных листовок в Баку, отсидел здесь недолго, семь или восемь месяцев. Грянула амнистия 1905 года, и вот он вместе с другими «политическими» идет сквозь коридор военных — от крепости к вокзалу — чтобы через неделю быть в Москве. Он еще не раз окажется за решеткой, но его ждет долгая жизнь, и профессиональный революционер скоро станет партийным чиновником, а потом вдруг журналистом, писателем и сценаристом киностудии «Мосфильм».
Кульбиты судьбы
Среди тех, кто конвоировал заключенных на вокзал, был человек по имени Гарегин. Через 10 лет, спасаясь от геноцида, он с семьей уедет в Сибирь, а весной 37-го его арестуют как бывшего офицера царской армии и приговорят к расстрелу.
Маловероятно, что заключенный и солдат общались между собой в крепости Карс. Но судьба устраивает неожиданные кульбиты.
Именно сыну Гарегина — Эдмонду Кеосаяну предстоит прославить посредственного писателя Павла Бляхина, сняв по мотивам его повести «Красные дьяволята» самую кассовую кинотрилогию советского кино «Неуловимые мстители».
Упрямый
Темперамент у Эдмонда Кеосаяна был с приставкой «супер». Его друг Фрунзик Мкртчян шутил: «Он с одной горы кричит «ау!», а на другой уже стоит и слушает свой крик». А когда его старший сын Давид снимал документальный фильм о режиссерах, он вставил кадры со съемочного процесса отца. Эдмонд посмотрел кино и спросил: «А зачем ты со мной ускоренную съемку сделал?». Давид только недоуменно развел руками. Но Эдмонд был не только энергичным, но и упрямым.
Во ВГИК он поступил с восьмого захода. Когда не взяли первый раз, остался в Москве — учиться в Энергетическом институте (все четыре года подавал документы во ВГИК). Потом был актерский факультет Ереванского театрального, и опять каждое лето вступительные экзамены во ВГИК. Говорят, «при такой настойчивости можно иглой колодец выкопать». И Кеосаян выкопал: поступил и окончил ВГИК. А потом еще устроился работать штатным режиссером на «Мосфильм».
От вестерна к истерну
Голливудские вестерны пользовались у советского зрителя особым успехом. Отношение власти к этому жанру было лояльным — прокатчики покупали такие фильмы на Западе постоянно. А уж после «Великолепной семерки», когда каждый второй пацан советской страны брил голову «под Юла Бриннера» и пытался ходить, копируя его кошачью походку, интерес к этому жанру подскочил до небес. Говорят даже, что с идеей снять «вестерн о революции» выступил сам Никита Хрущев.
Литературным источником стала повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», которая уже экранизировалась в 1923 году, когда еще кино было немым.
Сначала в качестве режиссера рассматривался Александр Митта, но по какимто причинам фильм в итоге доверили Эдмонду Кеосаяну, который в тот момент заканчивал картину «Стряпуха», где, к слову, впервые сыграли свои главные роли Светлана Светличная и Владимир Высоцкий.
Съемки
В книге Бляхина главных героев было трое, один из которых — китаец. В немом фильме Ивана Перестиани место китайца занял афроамериканец, неизвестно каким образом оказавшийся в революционной России. И Кеосаян вместе со сценаристом Сергеем Ермолинским внес в первоначальный сценарий массу правок. Например, героев стало четверо (рабочее название картины было «Знак четырех». — «ВМ»), а китайца — с Пекином тогда отношения были напряженными — заменили на цыгана.
— Я считаю, что именно в приключенческом жанре Кеосаян был самым сильным, самым талантливым режиссером советского кино, — сказал в интервью «ВМ» актер Василий Васильев, сыгравший роль Яшкицыгана в «Неуловимых». — Он умел не только спланировать, организовать съемочный период, но еще и самим актерам лично показывал, как это должно выглядеть в кадре, ставил им правильные задачи. И еще Эдмонд Кеосаян не боялся экспериментировать.
После смерти актера Евгения Урбанского, который погиб на съемках, самостоятельно выполняя трюк, в Госкино стали запрещать артистам, не имеющим специальной спортивной подготовки, сниматься в любых трюковых эпизодах. За них это должны были делать только каскадеры.
— Но режиссер нам поставил задачу — сниматься в фильме без дублеров, — вспоминает Васильев. — И мы, все четверо «неуловимых», начали усиленно заниматься — конным спортом, стрельбой, плаванием и самбо. По этим видам спорта мы защитили нормативы кандидатов в мастера спорта, и это давало нам юридическое право сниматься в трюковых эпизодах без дублеров. В итоге трюки мы выполняли самостоятельно.
Премьера
Уже на премьере первой части трилогии в кинотеатре «Россия» дежурила конная полиция — чтобы сдерживать напиравшую на кассы толпу. Кеосаяну ежедневно приносили даже не коробки, а мешки с письмами, которые писали восторженные зрители со всей страны. Еще столько же писем от советских граждан приходило в Госкино — с просьбой снять продолжение приключений «красных дьяволят».
На волне успеха
Эдмонду Кеосаяну пришлось отложить в сторону заинтересовавший его сценарий «Антарктида — далекая страна» и взяться за написание сценария второй части фильма. Соавтором на этот раз выступил писатель и киносценарист Артур Макаров.
Съемки проходили летом 1968 года, а уже осенью «Новые приключения неуловимых» вышли на экраны страны и стали еще более успешными, чем первая часть.
На мировом кинорынке фильм закупили 126 стран. После чего стало ясно, что и третья часть фильма обречена на зрительский успех. Хотя снимать ее Кеосаян не очень-то и хотел.
Корона села боком
— Проблема была в том, что главные герои уже выросли, — рассказал «ВМ» режиссер и телеведущий Тигран Кеосаян, сын режиссера. — А вся история строилась как раз на «детях, которые против взрослых». Плюс появился жесткий детективный сюжет. А в сказке детективные сюжеты не очень применимы. Первые две серии — это сказки. Хулиганские, веселые, но сказки.
Однако деваться было некуда, и Кеосаян сел за сценарий третьей части, на этот раз взяв себе в соавторы молодого сценариста Александра Червинского. На создание двухсерийной картины ушло два года, лента вышла на экраны в 1971-м. Но пока зрители штурмовали кинотеатры, в прессе вдруг началась травля молодого и успешного режиссера.
Картина «Корона Российской империи» была названа худшим фильмом года, и бичующие фильм рецензии появились во всех газетах и журналах страны.
— Людям свойственна зависть, — говорит Тигран Кеосаян. — В данном случае это она и была. Просто позавидовали, что некоторые молодые режиссеры завоевывают умы, время и кошельки жителей всей страны... А качество фильма «Корона Российской империи», конечно, совершенно не заслуживало той критики, которая звучала отовсюду.
В списке самых посещаемых фильмов советского проката «Новые приключения неуловимых» и «Неуловимые мстители» занимают 11-е и 30-е места соответственно. «Новые неуловимые» собрали почти 70 миллионов зрителей, а первый фильм — 54,5 миллиона...
Что касается последней части трилогии — «Корона Российской империи», то в этом рейтинге кинолента стоит на 18-м месте. Фильм посмотрели в кинотеатрах более 61 миллиона человек, что почти на 100 тысяч зрителей больше, чем у картины самого кассового на тот момент фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Эдмонд Кеосаян был очень ранимым человеком. Не выдержав нападок (они продолжались не меньше года, пока шел прокат «Короны Российской империи»), он собрался и уехал работать на «Арменфильм».
— И слава богу, что уехал, — считает Тигран Кеосаян. — Там он снял две потрясающие картины, одна из которых, «Мужчины», для меня явилась определяющей при выборе профессии.
*
После «Неуловимых» Эдмонд Кеосаян снял шесть фильмов. Это были комедии, драмы, исторические фильмы. Картина «Вознесение», которую он выпустил на экраны за шесть лет до смерти, в 1988 году (режиссер скончался от рака горла), вообще была автобиографичной — о его сибирском детстве. Но вот к приключенческому жанру, к истерну, он больше никогда не возвращался.
МУЗЫКА
В «Неуловимых» прозвучали прекрасные песни: «Бьют свинцовые ливни, нам пророчат беду...» в исполнении Владимира Трошина (во второй части он исполнил легендарную «Погоню»), Борис Сичкин блестяще спел куплеты Бубы Касторского, Владимир Ивашов — «Русское поле», Яшка-цыган (Васильев) — «Спрячь за решетку ты вольную волю...», Лев Барашков исполнил «Песенку про сатану», Инна Чурикова — романс Жози...
50 ЛЕТ СПУСТЯ. ЧТО СТАЛО С "НЕУЛОВИМЫМИ"
ВИКТОР КОСЫХ (ДАНЬКА)
Снимался в фильмах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Отец солдата» и других. После «Неуловимых» окончил актерский факультет ВГИКа. Снимался в фильмах «Пограничный пес Алый», «Холодное лето 53-го», работал в театре «Темп». Умер в 2011 году от сердечной недостаточности.
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВ (ЯШКА-ЦЫГАН)
7 лет проработал в труппе театра «Ромэн». Там же окончил драматическую студию. Затем 20 лет гастролировал по стране с коллективом Ленконцерта. В 90-е годы перебрался в Тверь, где заведовал культурным центром. Сейчас продолжает гастрольную деятельность вместе со своей большой семьей. Мечтает снять сериал об истории цыган.
МИХАИЛ МЕТЕЛКИН (ВАЛЕРКА)
Окончил экономический и режиссерский факультеты ВГИКа. Работал фотокором в штабе Московского военного округа, затем редактором Главной редакции теле информации Агентства печати «Новости». Снял фильм «Заморозки имеют место», занимался рекламой, снимал документальные фильмы. Позже ушел в бизнес.
ВАЛЕНТИНА КУРДЮКОВА (КСАНКА)
Уже снимаясь в «Неуловимых», была кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Окончила цирковое училище. Вышла замуж за певца Бориса Сандуленко. Родила двух детей — сына и дочь. Одно время работала буфетчицей в издательстве «Правда». После смерти сына ведет замкнутый образ жизни.