Главное
Карта событий
Смотреть карту

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов

Развлечения
От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов
Выставка, приуроченная к Международному женскому дню, будет проходить до 7 апреля / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
6 марта в галерее «На Каширке» открылась выставка обложек журналов, которые выходили с 1910-го по 1960-й год. Уникальная коллекция принадлежит Алексею и Сергею Венгеровым, а выставка, которая будет проходить до 7 апреля, приурочена к Международному женскому дню. Портреты женщин на первых полосах дают возможность увидеть, как менялась роль женщины в обществе, а через женские истории осмыслить ход истории.

В профессиональном сообществе каждую страницу издания называют «полосой». И по значимости ни одна другая страница любой, самой маленькой по тиражу или всероссийской газеты, не сравнится с первой. На обложку – первую полосу – всегда попадают самые важные события и фотографии.

Женщины с первых полос – вот образы для подражания их современниц. Во что они одеты, их позы, выражения лиц – все значимо, все модно, все, как принято говорить сейчас, «тренд». А значит – образ, определяющий быт, жизнь и мысли женщин всей страны.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Организаторы выставки стремились заставить обложки журналов рассказать историю «женского вопроса» за полвека / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Вот обложка «Мира женщины», изданного 1914-1916 годах. Здесь все изысканное и парящее, в облаке кружев и вечерних туалетов. Очаровательная дама в розовом платье, судя по одежде - высшего сословия, с интересом рассматривает туфельки. Летящие образы, нежные, легкие.

Рядом обложка с портретом императрицы Александры Федоровны 1914 года. Лицо сосредоточенное, платье скромное. В подписи - «августейшая председательница комитета трудовой помощи раненым». Ясно – идет Первая мировая война, кружева заброшены, не до туфелек и розовых платьев, мир изменился.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Обложки журнала «Мир женщины» / Фото: PELAGIA_ZAMATINA

В отличии от «Женского мира», журнал «Женское дело» акцентирует внимание именно на событиях Первой мировой. Обществу нужна женщина-герой, она начинает понемногу вытеснять «легкомысленных» довоенных дам в вечерних туалетах. Женщины на обложках этого издания – сестры милосердия, помогающие раненым на передовой.

Вот еще одна говорящая обложка - от первого ноября 1914 года. Здесь разыгран целый сюжет: супруга, держащая в руках письмо, встречает мужа с фронта. Главная героиня меняет вечерний наряд и улыбку на обмундирование сестры милосердия, но вплоть до середины 1917 года женщина остается, прежде всего, хранительницей очага и матерью. Именно этот образ преобладает в период царской России.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Журнал «Женское дело» акцентирует внимание на событиях Первой мировой / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Что же происходит с героиней в 1917 году? Вот соответствующая времени обложка. Нет больше вечерних платьев, отсутствуют томные взоры, в руках не осталось места для книг – теперь руки женщины держат серпы. Новое время призывает новый женский образ – когда-то слабый пол встает к станку, наравне с мужчиной. Женщина так же усердно работает в поле на тракторе. Об этом обложки периода 1917 и по 30-е годы.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов После революции создается новый образ женщины - трудящейся на благо страны наравне с мужчиной  / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Вот 1929 год, журнал «Красная нива». Женщина собирает урожай. Следом – трактористка. А вот и женщина за ткацким станком. Одежда уже другая. Обязательный атрибут – платок, предпочтительно красный. Платья скорее походят на длинные рубахи, добавлен и новый «аксессуар» - фартук. «Журнал для хозяек» от 1925 года выходит с обложкой «Прежде – теперь». Женщина, которая в царской России представлена стирающей белье, «теперь» ходит на собрания партии и может участвовать в политической жизни страны.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Журналы 30-х годов часто изображали трактористок, женщин за станком или за сбором урожая  / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Не осталось места для атласных вечерних туалетов, гамаков в цветущем саду и игр в крокет. Теперь героини первых полос заняты сбором урожая, партийными собраниями и вождением трактора. Их прически короткие, платья теряют цвет. Помните Александру Федоровну в 1914? В 1931 году ее заменила другая главная героиня - Надежда Крупская. Крупный план, смена эпохи – смена героя.

А героиня на обложке июньского «Женского журнала» от 1930 года – работница общественной кухни, стоит на линии раздачи готовой пищи. Теперь женщина первая и в футболе, и в плавании.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Героини 50-х годов - это научные сотрудники, участницы партийных съездов / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В 50-х годах война позади, а героини заметно повзрослели. Теперь не только трудовые заслуги, но и военные находят отражение на страницах журналов. Женщины оставили трактора, не заняты на сборе урожая. Они - научные сотрудники, участницы съездов. Их костюмы мало отличаются от мужских: строгие прически, серьезные должности и серьезные лица. Волосы в пучке. На груди медали.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов В 60-х на обложках вновь появляется хрупкая нежная женщина с искрящимися глазами / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Грянул 1956 год. В СССР уже прошел ХХ съезд КПСС. Больше нет культа личности. В 1962 году меняется и образ женщины. Больше не нужны рекордсменки по удоям, работницы колхозов выпали из трендов. В модных журналах появляется она - хрупкая, нежная, с искрящимися глазами - такая, как Одри Хепберн.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Коллекционер Алексей Венгеров / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В моду вернулись пальто, элегантные шляпки (в Сибири эти маленькие шляпки из лебяжьего пуха, связанные на самом деле крючком, за непрактичность называют «менингитками» - они плохо прикрывают затылок, что чревато на севере). В моде и челка. Легкая промышленность страны не шьет по запросу женщин приталенные платья из парчи – их кроят самостоятельно, выкройка прилагается в журнале, из отрезов ткани, в стиле «Одри». Пришли другие времена.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Советская женщина - женщина первая и в футболе, и в плавании / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

- Эта выставка имеет очень мощный закадровый текст, множество аспектов, которые на первый взгляд непонятны, - говорит коллекционер Алексей Венгеров. - Можно, конечно, держать эти обложки в сундуке, а можно сделать так, чтобы они заговорили. Обложка журнала - это мгновенный слепок какой-то секунды в жизни страны. И почему бы не расположить их в хронологическом порядке? Это дает возможность увидеть, как меняется жизнь в динамике, казалось бы, статичных объектов.

От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов Организаторы выставки стремились заставить обложки журналов рассказать историю «женского вопроса» за полвека / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покорительница небесных сфер Раймонда де Ларош. Как женщина впервые стала пилотом

Музей показал посетителям награды легендарной разведчицы Надежды Троян

Женщина-офицер: в рядах космического центра служить приходится наравне со всеми

Подкасты