От трактора до шляпки Одри Хепберн: история женских образов в обложках журналов
В профессиональном сообществе каждую страницу издания называют «полосой». И по значимости ни одна другая страница любой, самой маленькой по тиражу или всероссийской газеты, не сравнится с первой. На обложку – первую полосу – всегда попадают самые важные события и фотографии.
Женщины с первых полос – вот образы для подражания их современниц. Во что они одеты, их позы, выражения лиц – все значимо, все модно, все, как принято говорить сейчас, «тренд». А значит – образ, определяющий быт, жизнь и мысли женщин всей страны.
Вот обложка «Мира женщины», изданного 1914-1916 годах. Здесь все изысканное и парящее, в облаке кружев и вечерних туалетов. Очаровательная дама в розовом платье, судя по одежде - высшего сословия, с интересом рассматривает туфельки. Летящие образы, нежные, легкие.
Рядом обложка с портретом императрицы Александры Федоровны 1914 года. Лицо сосредоточенное, платье скромное. В подписи - «августейшая председательница комитета трудовой помощи раненым». Ясно – идет Первая мировая война, кружева заброшены, не до туфелек и розовых платьев, мир изменился.
В отличии от «Женского мира», журнал «Женское дело» акцентирует внимание именно на событиях Первой мировой. Обществу нужна женщина-герой, она начинает понемногу вытеснять «легкомысленных» довоенных дам в вечерних туалетах. Женщины на обложках этого издания – сестры милосердия, помогающие раненым на передовой.
Вот еще одна говорящая обложка - от первого ноября 1914 года. Здесь разыгран целый сюжет: супруга, держащая в руках письмо, встречает мужа с фронта. Главная героиня меняет вечерний наряд и улыбку на обмундирование сестры милосердия, но вплоть до середины 1917 года женщина остается, прежде всего, хранительницей очага и матерью. Именно этот образ преобладает в период царской России.
Что же происходит с героиней в 1917 году? Вот соответствующая времени обложка. Нет больше вечерних платьев, отсутствуют томные взоры, в руках не осталось места для книг – теперь руки женщины держат серпы. Новое время призывает новый женский образ – когда-то слабый пол встает к станку, наравне с мужчиной. Женщина так же усердно работает в поле на тракторе. Об этом обложки периода 1917 и по 30-е годы.
Вот 1929 год, журнал «Красная нива». Женщина собирает урожай. Следом – трактористка. А вот и женщина за ткацким станком. Одежда уже другая. Обязательный атрибут – платок, предпочтительно красный. Платья скорее походят на длинные рубахи, добавлен и новый «аксессуар» - фартук. «Журнал для хозяек» от 1925 года выходит с обложкой «Прежде – теперь». Женщина, которая в царской России представлена стирающей белье, «теперь» ходит на собрания партии и может участвовать в политической жизни страны.
Не осталось места для атласных вечерних туалетов, гамаков в цветущем саду и игр в крокет. Теперь героини первых полос заняты сбором урожая, партийными собраниями и вождением трактора. Их прически короткие, платья теряют цвет. Помните Александру Федоровну в 1914? В 1931 году ее заменила другая главная героиня - Надежда Крупская. Крупный план, смена эпохи – смена героя.
А героиня на обложке июньского «Женского журнала» от 1930 года – работница общественной кухни, стоит на линии раздачи готовой пищи. Теперь женщина первая и в футболе, и в плавании.
В 50-х годах война позади, а героини заметно повзрослели. Теперь не только трудовые заслуги, но и военные находят отражение на страницах журналов. Женщины оставили трактора, не заняты на сборе урожая. Они - научные сотрудники, участницы съездов. Их костюмы мало отличаются от мужских: строгие прически, серьезные должности и серьезные лица. Волосы в пучке. На груди медали.
Грянул 1956 год. В СССР уже прошел ХХ съезд КПСС. Больше нет культа личности. В 1962 году меняется и образ женщины. Больше не нужны рекордсменки по удоям, работницы колхозов выпали из трендов. В модных журналах появляется она - хрупкая, нежная, с искрящимися глазами - такая, как Одри Хепберн.
В моду вернулись пальто, элегантные шляпки (в Сибири эти маленькие шляпки из лебяжьего пуха, связанные на самом деле крючком, за непрактичность называют «менингитками» - они плохо прикрывают затылок, что чревато на севере). В моде и челка. Легкая промышленность страны не шьет по запросу женщин приталенные платья из парчи – их кроят самостоятельно, выкройка прилагается в журнале, из отрезов ткани, в стиле «Одри». Пришли другие времена.
- Эта выставка имеет очень мощный закадровый текст, множество аспектов, которые на первый взгляд непонятны, - говорит коллекционер Алексей Венгеров. - Можно, конечно, держать эти обложки в сундуке, а можно сделать так, чтобы они заговорили. Обложка журнала - это мгновенный слепок какой-то секунды в жизни страны. И почему бы не расположить их в хронологическом порядке? Это дает возможность увидеть, как меняется жизнь в динамике, казалось бы, статичных объектов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Покорительница небесных сфер Раймонда де Ларош. Как женщина впервые стала пилотом
Музей показал посетителям награды легендарной разведчицы Надежды Троян
Женщина-офицер: в рядах космического центра служить приходится наравне со всеми