Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Маршал советского кино

Развлечения
Евгений Матвеев. Фото 1975 года
Евгений Матвеев. Фото 1975 года / Фото: Александр Коньков/ТАСС
100 ролей на театральной сцене , 44 - в кино, 13 режиссерских работ и 4 сценария - вот творческий багаж Евгения Матвеева, чье 96-летие со дня рождения отмечается в марте.

Художников такого калибра — маршалов советского кино, как и настоящих маршалов, в СССР насчитывалось не более двух десятков человек.

Покойный писатель Петр Проскурин однажды рассказывал мне: «Фильм по моему роману «Судьба» поручили снимать Матвееву — прекрасному актеру и режиссеру толковому, этого у него не отнимешь. Но, по моим соображениям, в роли Захара Дерюгина должен был сниматься парень лет двадцати пяти, максимум — тридцати. А Матвеев эту роль взял себе. Ну и пошло дальше все наперекосяк. По книге, если ты помнишь, 27-летний Захар лезет в окно к своей возлюбленной Мане Поливановой. И это понятно, оправданно. А когда таким делом занимается 57-летний мужик, ничего кроме недоумения у меня, да и у зрителя это вызвать не может. Эпизод пришлось убирать... Я спрашивал Женю: неужели так трудно подобрать другого актера? Но надо знать ураганную натуру Матвеева. Он мне говорит: «Как ты, Петя, не понимаешь, что Захар — моя лебединая песня! И не волнуйся, я все сделаю так, что комар носа не подточит. Это же кино!» Я и согласился с его резонами. А теперь вижу, что фильм не получился. Во всяком случае, не получился таким, как замышлялся».

Впоследствии «Судьбу» я уже смотрел как бы через призму достаточно веских аргументов Петра Лукича и был уверен: дал маху Евгений Семенович! Не подходит, в самом деле, ему герой по возрасту. И оказался неправ. Сегодня трудно представить, чтобы какой-то другой актер воссоздал на экране такую запредельную степень накала страстей главного героя Захара Дерюгина, что была заложена в романе и чего недооценил даже сам его автор.

19 августа 1996 года. На съемках фильма «Любить по-русски-2»: оператор-постановщик Юрий Любшин (слева) и Евгений Матвеев 19 августа 1996 года. На съемках фильма «Любить по-русски-2»: оператор-постановщик Юрий Любшин (слева) и Евгений Матвеев / Фото: Александр Яковлев/ТАСС

Или, скажем, можно ли вообразить кого-то иного, кроме Матвеева, в образе Нагульнова в «Поднятой целине», в ролях главных героев фильмов «Я — Шаповалов Т. П.», «Родная кровь», «Воскресение», «Любовь земная», «Емельян Пугачев», «Почтовый роман», «Особо важное задание», «Любить по-русски»? Без Матвеева это были бы совершенно другие фильмы.

Потому что в каждого героя он не просто вкладывал душу, а разрывал ее в клочья — такое немногим доступно.

Хотя как человек, друживший с Евгением Семеновичем, многим ему обязанный и просто влюбленный в него, пристрастности здесь не исключаю. И далеко не я один такой. Если перечислить людей, которым в разное время Матвеев помог в решении так называемых бытовых вопросов, то список получился бы весьма внушительным. А еще как многолетний российский депутат Верховного Совета он помогал сотням своих избирателей. Между тем сам за десять лет секретарства в кино не воспользовался ни путевкой на курорт, ни поездкой за границу, ни другими благами мощного по тем временам цехового союза.

Бдительная цензура коверкала его работы точно так же, как и всех прочих кинематографистов. Вот пример. Сыр-бор разгорелся в фильме «Судьба» со сценой взрыва завода при отступлении наших войск. Цензоры встали надолбами: «Нельзя такое показывать!» Матвееву пришлось в ЦК по этому поводу искать правду. А вот еще. Захару Дерюгину, во сне взрывавшему храм, цензоры запретили креститься. «Но он же русский человек, — почти рыдал Матвеев. — Грех великий совершает и понимает это: жест этот — крест на себя наложить — в его генах веками заложен!» Разрешили оставить лишь вторую часть осенения крестным знамением. Вот вам и «любимец власти»...

Тут самое время обвинить меня как бы в обелении облика артиста и режиссера, который во времена застоя соловьем воспевал тоталитаризм и даже сыграл в кино дряхлеющего генсека Брежнева. В силу данного обстоятельства противников творчества Матвеева всегда было достаточно. Особенно сплоченно они проявляли себя на знаменитом V съезде кинематографистов. Ну так могу им сказать: спокойно, граждане, я все вопросы освещу сполна. Но прежде признаюсь читателям, что при жизни Матвеева я сделал с ним полсотни, если не больше интервью. Поэтому кое-что из наших бесед позволю себе здесь привести.

Кадр из фильма «Ради жизни на Земле» (1973).Слева направо: Армен Джигарханян (Цховребов), Семен Морозов (адъютант), Евгений Матвеев (Шаповалов), Виктор Филиппов (начальник штаба) Кадр из фильма «Ради жизни на Земле» (1973).Слева направо: Армен Джигарханян (Цховребов), Семен Морозов (адъютант), Евгений Матвеев (Шаповалов), Виктор Филиппов (начальник штаба) / Фотохроника ТАСС

— Евгений Семенович, в самом деле, зачем вы взялись за роль Брежнева?

— Тут целая история. В фильме Юры Озерова меня на роль последнего утвердили в самых высоких партийных верхах и как бы поставили перед фактом. Я не стал кочевряжиться, однако генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову все же изложил сомнения: «Нельзя мне эту роль играть.

Я ростом длиннее и возрастом постарше буду». Николай Трофимович подключил к делу председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, и они вдвоем меня «образумили»: решение принято секретариатом ЦК, «Сам» не возражает, а ты — народный артист СССР — играть должен! И я для себя решил так: в военный период своей деятельности Леонид Ильич вряд ли в страшном сне видел себя на столь высоких постах. А значит, был и чище, и проще: не окружал себя подхалимами, не впадал в самолюбование. Такого и играть буду!

— Давайте поговорим о вашем пути в искусстве. Слышал, что жизнь вас, скажем так, не всегда баловала…

— Что правда, то правда... Даже на свет Божий я появился от невенчанных отца с матерью, простых, бедных крестьян. Немногие сейчас знают, каково жилось тем, кто не вписывался в те, патриархальные, условия. Правда, на счастье мое, люди на жизненных росстанях попадались мне неординарные. Еще в 1939 году меня заметил в областном драмтеатре народный артист Николай Черкасов. В школе при Киевской киностудии меня учил Александр Довженко. А педагогом он был блестящим. Не удалось мне и среднюю школу окончить. Началась война. Призвали в Тюменское пехотное училище. Трижды писал рапорт: отправьте на фронт! Не отпускали. Наверное, потому что я хорошо учил молодых лейтенантиков. Даже из безнадежных делал сносных командиров. Уволился из армии в 1946 году. Женился, дочь родилась. Нужно было их обеспечивать. Пошел в Тюменский драматический театр. Вкалывал зверски. По три часа в сутки спал. Вот почему меня в Малый театр пригласили. Такого понятия, как блат, протекция, тогда не знал.

— Да мне любой читатель скажет: «блат» у Матвеева на роже был написан. Красавец, женщины по нему сохли. Они и двигали его по актерской карьере…

— Конечно, гадким утенком я не был. Только ведь в Малый никогда не брали по внешним данным. Без таланта даже в его прихожую не попадешь. Однако и здесь меня подстерегали трудности. Тогдашнее руководство категорически выступало против отвлечения артистов на другие работы. А мне как раз начали поступать предложения одно заманчивее другого: Лобанов из «Искателей», Нагульнов из «Поднятой целины». И я чувствовал, что мне под силу справиться с этими ролями без ущерба для основной работы, однако начальство полагало иначе. После того как меня утвердили на роль Нехлюдова из «Воскресения» по Толстому, пришлось с театром расстаться. Это я сейчас так спокойно тебе говорю, а тогда воспринимал свой уход, как жизненное крушение. Сцена ведь была моей религией, как была религией и партия. Но, повторяю, жизнь то и дело испытывала меня на прочность. Снимаясь в «Поднятой целине», я упал с лошади. Травма на несколько месяцев приковала к постели. Спустя некоторое время свалился с тачанки и стал инвалидом. Два с половиной года пролежал без движения. Вот тогда я и решил: встану на ноги — займусь режиссурой. Полагал, наивный, что это легче актерской работы. Святая простота! Тем более что к съемкам «Цыгана» на родной Киевской киностудии приступил, находясь в гипсе.

Евгений Матвеев в роли Емельяна Пугачева в одноименном фильме (1978) Евгений Матвеев в роли Емельяна Пугачева в одноименном фильме (1978) / Фото: Николая Малышева/ТАСС

— «Цыганом» вам не грех гордиться: его посмотрели более 60 миллионов человек.

— Люди же не дураки: прекрасно понимают, какая вещь сделана ремесленником с холодным сердцем и трезвым расчетом, а где художник, что называется, жилы рвет. Я только так работаю. И потом не забывай: «Цыган» — мелодрама. Это едва ли не самый трудный, но и самый действенный жанр искусства. Он повествует, если хочешь, о той самой частной жизни людей: об их радостях и горестях, о надеждах и неудачах, о любви и ненависти, о добре и зле. И, как правило, без политики, будь она неладна...

— Вы стали членом КПСС в 1946 году. Вам не кажется, что партия вас, впрочем, как и всех нас, кинула, предала?

— Это очень для меня сложный вопрос... Я вступил в партию по глубокому убеждению, совершенно не связывая этот шаг с меркантильными, тем более карьерными соображениями, будучи еще офицером. Даже если что-то в партийных постановлениях и решениях вызывало во мне неприятие, я сознательно гнал от себя всякие сомнения, потому что, повторяю, свято верил в партию. Она призывала на БАМ, и я там шесть раз побывал.

До этого звала на целину — четыре раза туда съездил, когда еще, кроме вагончиков и непроходимой грязи, там ничего не было. Медаль имею за целину. Сегодня все это даже не доблесть, а как бы грех какой. Мне трудно воспринять такую перестройку. Поэтому, полагаю, не партия меня предала, а те люди, которые действовали от ее имени. И подставили они меня однажды очень коварно, когда почти силой принудили подписать письмо, осуждающее деятельность Сахарова. И гонения на меня устраивались с их молчаливого согласия. Но Бог им судья. Я не хочу на душе держать мстительную тяжесть. А мудрое время само расставит акценты: кто прав, кто виноват.

— Когда-то, беседуя с замечательной Вией Артмане, я с молодецкой хамоватостью неопытного журналиста спросил ее: а не было ли у вас чего-то амурного с Матвеевым? Она деликатно, но жестко поставила меня на место. Вашими «любовницами» в разное время считались самые красивые актрисы. И что, никакого греха ни с кем из них у вас не было?

— Слушай, я же мужчина! Даже если бы что и было — под артиллерийскими стволами не признался бы... Хотя был случай: я влюбился. Ходил сам не свой. Жена сказала: «Что ж ты сам мучаешься и нас мучаешь? Определись. Утром просыпаюсь, а на столе — гора чистого белья. Не хочу, говорит, чтобы ты в грязном из дому уходил. Я и ушел, но не к той, по которой воздыхал, — к другу. Пожил у него неделю и домой вернулся, хотя Лида мне сказала: год тебя будем ждать. И все. С тех пор мы живем с Лидией Алексеевной уже более полувека! Двоих детей, троих внуков имеем. Вот это и есть, брат, любовь по-русски.

— Вы прекрасно выглядите, а на сколько лет себя ощущаете?

— Лет на сорок девять, примерно. Но если быть честным... В Анапе однажды меня увидела, надо полагать, моя поклонница и, ничтоже сумняшеся, выпалила: «Боже ж ты мой! Что я детям скажу? Видела живого Матвеева, а он — старый и поганый!» Актриса Лидия Смирнова воскликнула: «Кошмар!» А я другого мнения относительно этого эпизода. Знать, сердечно и душевно относится ко мне эта простая женщина, коли ее так взволновал возрастной вид мой. Последний раз мы свиделись с Матвеевым в конце весны 2003 года. Он уже знал свой страшный диагноз — рак легких. Мы сидели на балконе его квартиры на 11-м этаже по 2-му Сетуньскому проезду. Панорама столицы дух захватывала. Матвеев сказал тогда: «Режиссура моя очень проста. Я всегда стремлюсь к великой простоте и красоте. Хочу видеть красивых людей, красивую природу, красивые души. Хочу помочь человеку жить». Он и сам был красивым человеком.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Захарчук Советский и российский журналист. Работал в «Красной звезде», ТАСС, был главным редактором журнала «Вестник ПВО». Полковник в отставке.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.