Густая тень развесистой клюквы
Сюжет:
ТелекритикПричин тому - не счесть. Одна - безусловно устаревший формат концертов; увы, как их осовременить - понятия не имею, но "вышли - спели - поаплодировали" современная публика уже почти не воспринимает. Даже публика в возрасте.
Поэтому, думаю, выбор телезрителей и был сделан в пользу кино. Вопрос еще - какого. По данным Медиаскопа, лидером праймтайма 9 мая (19:40-23:40) стал канал НТВ: в аудитории "18+" он взял "золото" с долей 16,7% (Первый канал – 16,2%, Россия 1 – 9%).
Оказывается, в это время канал транслировал любимый всеми фильм «В августе 44-го», а затем историческую драму «Топор». Для НТВ премьера последнего стала не только лучшим эфирным событием на канале, но и на телевидении в своем слоте, с долей 19,7% (сравним с долями Первого канала (11,7%) и телеканала "Россия 1" (8,2%). Как говорится, цифры - громче слов.
Показ же фильма "В августе 44-го" в День Победы на НТВ стал уже традицией. И хотя к картине, как знают многие, была масса вопросов у автора лежащего в ее основе произведения, Владимира Богомолова, фильм смотрят и любят неизменно.
Но почему выбор зрителей таков? Ведь фильмов о войне у нас полно, а иногда кажется, что год от года лишь больше. Секрет, мне кажется, прост. Богомолов был "помешан" в хорошем смысле на архивах и документах. Экранизация, таким образом, получилась предельно точной в деталях, в ней изумительно психологична актерская игра, а главное - не было "поляны", где могла бы разгуляться "большая лажа" - сонм безмерного количества ошибок и киноляпов, которые так раздражают смотрящих.
Зритель - не Ермошка, понимает немножко... Сегодня на волне бешеного интереса к истории, особенно к истории войны, у нас и рядовой телезритель иной раз годен в эксперты. Я без шуток! Народ читает и примечает, злится от неточностей и экономии на консультантах, и как только есть повод - кричит зычно, по-станиславски, "Не верю!"
В случае с "Августом 44-го" так кричать не хочется.
За иным же примером далеко ходить не надо. Только что показали по Первому каналу сериал "По законам военного времени". Клянусь: для меня за все последнее время это оказался самый интересный "около-военный" фильм! Интереснейший сюжет, классный, закрученный, мудреный и непредсказуемый. И актеры - играют. И я не эксперт по военной технике, оружию и форме настолько, насколько только можно быть не экспертом, так что неточностей в этих вещах, если они и были, не заметила. Но осталась от просмотра обида: в мелочах же проколы, в глупых деталях!
Вот, скажем, внешний вид героев. Понимаю, что израсходованные на пошив формы двести метров ткани это, что называется, аргумент. И, конечно, лучше иметь форму чистенькую, чем грязную. Но она в большинстве случаев фактически стерильна и так идеально наглажена и подогнана, что возникает вопрос - не на парад ли люди собрались. А макияж? Как на праздник...
В картине "В бой идут одни старики" люди тоже не из болота вылезли. Они они аккуратны как-то... не пафосно. Далее. Разбирайся в истории, или нет, но и голыми коленками в ту пору женщины не сверкали. Они у Екатерины Климовой очень красивы, это правда, но это, что называется, не повод. И медаль на упругой груди героини "20 лет РККА" вызывает смутные сомнения.
Сколько же ей лет? В сериале этот вопрос замят. А медалью в 1939 году награждались исключительно высшие командиры Красной Армии, прослужившие в ее рядах более 20 лет. Ну как-то не верится, что героиня могла успеть ее получить.
Ездит по ушам и неоднократное упоминание погон. Их ввели, как многим известно, в 1943-м, тогда как действие фильма разворачивается в 1941-м. Да и командиры тогда были, а не офицеры... Я уже не говорю о стилистике речи героев - в иные моменты она ближе к 1990-м, а не к 1940-м.
Соблюсти историческую правду сложно, а порой и невозможно. И угодить всем невозможно точно - грех даже стараться. Но достаточно очевидные даже для неэкспертов проколы формируют общее отношение к современному военному кино как к большой клюкве, в тени которой еще и пилятся выделенные на эту "шнягу" деньги. Я не говорю уже о вариантах с чрезмерно раздутым пафосом, от которых веет откровенным дурновкусием. Но тут-то - отличная задумка, отличные актеры. А подрыв, как всегда, не на мине, на... Ну, сами знаете.
Тема войны до сих пор настолько болезненна для страны, что любая неточность в этой теме вызывает приступы ярости. Речь сейчас не идет о разных точках зрения на, скажем, роль Жукова или Сталина. Речь - о тех самых деталях, которые "делают эпоху". Тех деталях, что заставляют поверить в атмосферу тех лет - как, скажем, дело обстоит с картиной "Довлатов" Германа-младшего, картине спорной, но атмосферной безупречно!
Потому и всех и победил "Август"... Небезупречный, наверное, тоже. Но сумевши сделать так, что ему поверили...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ