Павел Санаев: Книгу нужно родить
— Новая книга действительно станет продолжением? Ведь «Хроники Раздолбая» тоже называли продолжением повести «Похороните меня за плинтусом», хотя они таковыми не являлись.
— Их так назвали по маркетинговым соображениям, а сейчас я действительно работаю над продолжением «Раздолбая». Это очень большая книга, с глубоким замыслом, но написание ее занимает очень много времени, поэтому первую часть выпустили раньше, чем было завершено все остальное. Рискованный шаг, но он себя оправдал: сейчас читатели ждут книгу.
— А вы положа руку на сердце любите писать? Процесс — в радость?
— Нет, это муторное и однообразное занятие, но когда чувствуешь, что в тебе «живет» книга — ее надо «родить». Роды — тоже не самый приятный процесс, но женщина, которая уже однажды это сделала, чаще всего хочет родить повторно. То же самое и с книгой.
— Вы пишете киносценарии. В чем отличие этой деятельности от написания литературного произведения?
— В прозе многое зависит от текста, языка. Писателя за собой ведет уникальная повествовательная ткань, без которой книга никогда не приобретет той харизмы, что делает ее единственной в своем роде. А сценарий, с одной стороны, пишется более простым языком. С другой — здесь очень важна драматургия — работа по созданию механизма, в котором все детали должны слаженно работать.
— Итак, книги — это работа... А что вы делаете для души?
— Я собираю стереосистемы. Знаете, это как составление коктейля. Представьте, что вы подходите к барной стойке и просите смешать что-нибудь вкусненькое. Опытный бармен не будет миксовать напитки, которые сами по себе хороши, но вместе ужасны — скажем, текилу с томатным соком. В музыке — то же самое. Отдельных возможностей очень много, но мало систематизированной информации. Поэтому многие, собирая музыкальную аппаратуру, пьют текилу с томатным соком, коньяк с морковным и думают, что так и должно быть. Я же помогаю людям смешивать «коктейли» из аппаратуры правильно, чтобы результат радовал и они получали звук, которого, может быть, больше нигде не услышат.
— Нравится ли вам самому работать под музыку?
— Книги в музыкальном сопровождении я писать не могу и не собираюсь — это требует полной тишины и сосредоточенности. А сценарии я достаточно часто пишу под музыку.
— Что для вас первично — музыка или литература?
— Литература. Но без музыки мне было бы скучно.
МЕЖДУ ТЕМ