Главное
Истории
Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Главному инженеру Москвы Владимиру Шухову 165 лет

Развлечения
Главному инженеру Москвы Владимиру Шухову 165 лет
Фото: «Вечерняя Москва»
Сегодня, 28 августа, исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося ученого, инженера Владимира Григорьевича Шухова. Специально к этой дате мы поговорили с писателем, историком, лауреатом Горьковской литературной премии Александром Васькиным, который написал первую биографию легендарного советского конструктора в серии «Жизнь замечательных людей».

Шухов безмерно много сделал для Москвы. Радиобашня на Шаболовке — лишь одно из его воплощенных и наиболее известных творений. На самом же деле подлинного Шухова мы не знаем, ибо для Москвы, для России, для мира он сделал очень много, а его идеи до сих пор используются современными инженерами и конструкторами. Первый российский нефтепровод, крекинг для получения бензина, гиперболоиды, паровые котлы, резервуары, сетчатые перекрытия, водопровод, мосты и нефтеналивные суда, мины и батопорт, а еще — самое высокое сооружение в России. С трудом верится, что все это и многое другое придумал один человек — Владимир Григорьевич Шухов. Как его только не называют — русский Леонардо, человек-фабрика, наш Эйфель, универсальный гений, рыцарь Серебряного века. А он был прежде всего русским инженером, обладавшим уникальными способностями и талантом, изобретения которого покорили временные и географические пространства, определив развитие мировой научной мысли на много лет вперед. Каким он был в жизни, кого любил, чем увлекался, как жил и творил при царях и большевиках и почему, несмотря ни на что, остался в России, шестьдесят лет проработав на одном месте.

Главному инженеру Москвы Владимиру Шухову 165 лет Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Шухова с полным основанием можно назвать главным инженером Москвы, так как столько, сколько сделал для Первопрестольной он в инженерном деле, не сделал никто. Водопровод, канализация — эти важнейшие системы жизнеобеспечения городской жизни возникли при прямом участии Владимира Григорьевича. Но это одна сторона медали. А вот и другая: ко всем крупнейшим московским стройкам конца XIX — начала XX веков он имел непосредственное отношение как автор инженерной части (и не только каркасов и перекрытий!). Какое здание той эпохи ни возьми, везде мы видим почерк Шухова. Всего он создал для Москвы более 60 конструкций, многие из которых до сих пор служат людям. Доказательство тому — ГУМ и Петровский пассаж. А был еще и третий пассаж, перекрытый Шуховым, — Голофтеевский, стоявший на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Но и ко всем известному ЦУМу Шухов тоже приложил руку. Работал он и над инженерной частью здания Московского художественного театра в Камергерском переулке. В том же направлении, что и работа для МХТ, то есть на благо отечественной культуры и просвещения, сосредоточились усилия Шухова в проекте Музея изящных искусств имени Александра III (современный Музей изобразительных искусств имени Пушкина. — Прим. «ВМ»). Яркая страница в московском творчестве Шухова — проект стеклянного перекрытия гостиницы «Метрополь» в Охотном ряду, над которым он работал в 1898–1899 годах.

Работа Владимира Шухова с архитекторами, придерживавшимися порою диаметрально противоположных направлений в зодчестве, — Клейном, Шехтелем, Померанцевым, Кекушевым, Щусевым — характеризует не только его новаторский талант, но и большой художественный вкус, позволяющий вписать свой вклад в общее произведение, не нарушив единого замысла. Ни разу никто не упрекнул Шухова в несовпадении его инженерных решений с замыслом архитектора, будь то самые разные по предназначению здания — Высшие женские курсы на Малой Пироговской улице, операционный зал Главного почтамта, картинная галерея для Московского училища живописи, ваяния и зодчества, покрытия банка Полякова на Кузнецком мосту (еще одна фирменная «штука» Шухова: снаружи тяжеловесный угловой дом-чемодан, а внутри вдруг — легкий остекленный операционный зал), перекрытия и конструкции депо Миусского и Замоскворецкого трамвайных парков, Центральная электрическая станция городского трамвая, Московский газовый завод и многие другие. Огромен перечень и промышленных построек инженера Шухова в Москве: заводов, фабрик, котельных, мастерских, резервуаров. Всего и не перечислишь!

А из девяти московских вокзалов Шухов проектировал конструкции для трех: Брестского (ныне Белорусский), Брянского (ныне Киевский) и Казанского (не осуществлен). Работал Шухов и с модными в 1920-е годы конструктивистами, пожалуй, с самым ярким их представителем — Константином Мельниковым, с которым они создали два гаража, Бахметьевский на улице Образцова и на Новорязанской улице, которые сохранились до наших дней.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.