Хореограф Василий Медведев – о балете, его звездах, Kremlin Gala и немного о себе
- Итак, первый вопрос: чем будет радовать и удивлять нынешний Kremlin Gala?
- Мы ожидаем участия многих талантливых хореографов и звездных исполнителей. Среди них – прима-балерина Гамбургского балета Сильвия Аццони, любимец москвичей блистательный танцовщик и интересный хореограф Марсело Гомес, премьер «Ла Скала» и Американского театра балета Роберто Болле, ведущие солисты Большого театра Алена Ковалева и Якопо Тисси, премьер Михайловского театра Иван Васильев и другие. Зрители увидят работы выдающихся хореографов современности: Джорджа Баланчина, Мориса Бежара, Ханса Ван Манена, Бориса Эйфмана, Начо Дуато, лучшие образцы классического балетного наследия, возобновление редких номеров, которые не показывались на московской сцене нескольких десятилетий.
- А сюрпризы предусмотрены?
- Конечно. Это российские и мировые премьеры балетных миниатюр. Об их названиях умолчу, чтобы сюрприз состоялся.
- Чем отличается нынешняя программа от предыдущих или это все тот же годами проверенный «микс» из классики и современной хореографии?
- На этот раз мы попытались дать некий срез того, что происходит сегодня на сценах балетных театров мира.
- Русский балет по-прежнему впереди планеты всей?
- Классический – да! Русские артисты, педагоги, репетиторы, хореографы работают во всех ведущих балетных труппах мира, а гастрольные выступления наших коллективов – всегда желанны. Со своей стороны мы внимательно следим за развитием современного балетного искусства на Западе, стремимся брать на вооружение всё лучшее и вносить по возможности свой вклад в этот процесс.
- Как, на ваш взгляд, сосуществуют сегодня классический и современный балеты, как развиваются?
- Современный балет родился не на пустом месте, он вышел из все той же классики. Так что их сосуществование, а в некоторых случаях и содружество строится на родственной основе. Авангардные изыски молодых хореографов добавляют драйв в поиски новых форм и путей развития хореографического искусства. И только беспристрастное время все расставит по своим местам.
- Считаете ли вы нашу организацию подготовки артистов балета и хореографов совершенной?
- Совершенной – нет, но активно используемой у нас и за рубежом – безусловно. Методикой Вагановой пользуются многие западные школы, уроки в большинстве ведущих театров мира даются по этой системе. Однако в последнее время происходит своеобразное слияние школ и стилей. Мне кажется, что в идеале так и должно быть. Упертая приверженность чему-то одному мешает творчеству и движению вперед.
- Артистами балета рождаются или становятся?
- Сначала рождаются, а потом становятся (улыбается).
- Как случилось, что вы, выпускник Академии русского балета имени Вагановой, а затем Петербургской консерватории по специальности «Режиссер балета», оказались в Эстонии в Тартуском театре «Ванемуйне»?
- В моей творческой жизни огромную роль играли и играют удача и случай. Именно удачей я считаю встречу еще в советское время с известным эстонским хореографом Юло Вилимаа, который пригласил меня работать в Театр «Ванемуйне», считавшийся в те годы своеобразной экспериментальной площадкой современной хореографии. Тарту – город университетский, молодежь хотела видеть что-то новое, необычное. Я был ведущим танцовщикам театра, перетанцевал весь его репертуар, но имел и хореографические идеи. Еще в школьные годы я увлекся постановочной деятельностью, ставил однокашникам балетные сценки и номера, но как профессиональный хореограф состоялся, конечно, в Театре «Ванемуйне», где свободно мог в те годы творить, соединяя строгий академизм с выразительной пластикой балетного импрессионизма. Там родились мои балеты «Петя и Волк», «Сатанилла, или Любовь и ад», «Принц пагод», «Западня», «Крик», «Ромео и Джульетта», «Пробуждение» и другие. Я пробовал себя во всех видах и формах хореографического творчества – от собственных редакций больших классических балетов до одноактных спектаклей и хореографических композиций и миниатюр с элементами джаза, степа, хип-хопа, модерна. Сделал нескольких экспериментальных балетных фильмов на Эстонском телевидении. Среди них – «Странники в ночи», «Жизнь», «Испорченное наслаждение», «Рождение танца», «Летнее болеро» и другие.
- Тартуская публика тепло встречала ваши работы тех лет, а критика отмечала «умелое и осмысленное использование современных художественных средств». За это вы были удостоены звания заслуженный артист Эстонии.
- Это так. Огромное спасибо Тарту и театру «Ванемуйне».
- В дальнейшем вы выбрали путь свободного художника. Однако все свои постановки вы осуществляете в основном за рубежом. Почему?
- Ну, не все. В 1996 году я поставил на сцене Петербургского музыкального театра имени Мусоргского (ныне – Михайловский) балеты «Поцелуй Саломеи» на музыку Голденталя и «Дама с камелиями» на музыку Верди, в 2008 – «Корсара» в Пермском оперном театре, в 2009 вместе с Юрием Бурлакой мы представили москвичам свою редакцию балета «Эсмеральда» в Большом театре, в 2011 году в Екатеринбурге состоялась премьера моего балета «Катя и Принц Сиама», а в 2014-м я поставил «Корсара» в Самаре. Одновременно преподавал в Петербургской Академии русского балета, выпустив первых в ее истории магистров. Хотя по большому счету Вы, конечно, правы. В России балетные премьеры – редкость. Балет – искусство дорогое. Где-то, возможно, и хотели бы поставить новый спектакль, но нет средств. Да и композиторы новые балеты редко пишут.
- А вам хотелось бы возглавить какой-либо балетный театр?
- Нет-нет! Я привык отвечать за свою работу, и это мне нравится. К тому же, сложилась такая практика, что приходящий тебе на смену в стационарном театре худрук или директор балета полностью заменяет репертуар, вычеркивая тем самым всю твою многолетнюю работу из истории балетной труппы.
- Вы ставили и ставите спектакли во многих ведущих балетных театрах Европы, США и Латинской Америки. Верно ли, на Ваш взгляд, утверждение, что в России любят больше сюжетные балеты, а на Западе – бессюжетные?
- Никогда не думал. Хотя массовый зритель повсюду предпочитает сюжетные балеты. Это – факт!
- Как вы относитесь к реконструкции старых балетов?
- Увидеть сегодня балетную классику в ее первозданном виде, конечно, невозможно: изменилась эстетика балетного театра, изменился зритель, для которого, собственно, и создаются спектакли. Поэтому хореографы прибегают к редакции старых балетов – приему, опробованному в свое время самим Петипа, что дает представление о шедеврах прошлого при сохранении иллюзии их первозданности.
- Однако в СМИ то и дело появляются сообщения театров и балетмейстеров о показе на сцене «самых точных» и «самых правильных» восстановлений старых балетов. Это вошло теперь в моду.
- Коль скоро есть спрос, то появляются и предложения в виде реконструкций старых балетных спектаклей, хотя на поверку это всё те же редакции только с другой мерой ответственности. Предлагая свою редакцию классического балета и ставя свое имя на афише, хореограф-творец берет на себя полную ответственность за проделанную им работу. Хореограф-реставратор, наоборот, свои «достижения» прикрывает громким именем автора, утверждая при этом, что сам он только восстановил старый балет в его первозданном виде.
- Несколько слов о вашей последней работе.
- Недавно в Румынии в Бухарестском Оперном театре состоялась премьера новой редакции балета «Спящая красавица», которую мы осуществили вместе с чешским балетмейстером Станиславом Фечо, посвятив 200-летию великого хореографа Мариуса Петипа. Этим я продолжил работу над созданием спектаклей классического репертуара.
- А что было до этого?
- Много всего. Кроме балетов классического репертуара, ставил современные балеты. Мне нравится сотрудничать с композиторами: с Павлом Овсянниковым над его балетом «Катя и принц Сиама», с Нерией Голдберг над «Клеопатрой»… Приятно сознавать, что ты был первым русским хореографом, работавшим с национальными балетными труппами Мексики и Панамы.
- Вы ставите балеты на определенных артистов или без учета исполнителей?
- Я всегда исхожу из индивидуальности солистов. Когда в спектакле готовится несколько составов, то я сочиняю для каждого исполнителя свою редакцию вариаций с учетом его танцевальных и личностных возможностей. Я убежден, что солиста надо показывать в лучшем виде. Мне интересно открывать в исполнителе неведомые ему самому грани его творческой индивидуальности, предлагать роли, в которых поначалу только я вижу его будущий успех.
- С солистами ясно. А как вы относитесь к кордебалету?
- Без кордебалета нет балета, и этим все сказано (смеётся). А если серьезно, то в моих спектаклях кордебалет – активный участник и визуальный камертон разворачивающихся событий. Правда, если кордебалет состоит из артистов разных балетных школ, то приходится доводить его до нужного единообразия.
- До недавнего времени у вас было «любимое детище», ставшее для Петербурга и всего балетного мира традиционным – Международный фестиваль балета «Dance Open». Потом появился Международный фестиваль танца EURASIAN DANCE FESTIVAL в Астане, который вы организовали вместе с выдающейся примой Мариинского театра Алтынай Асылмуратовой. Теперь вот Kremlin Gala «Звезды балета XXI века».
- Мне нравится менять сферы деятельности, участвовать в новых проектах. «Dance Оpen» интересен тем, что многие из приезжающих на фестиваль звезд либо наши соотечественники, ищущие «творческого счастья» на европейских подмостках, либо иностранные выпускники балетных школ Санкт-Петербурга, Москвы и Перми. Это – лучшее свидетельство универсальности и востребованности «русской балетной школы», жизнеспособности ее традиций, заложенных несколькими поколениями блистательных педагогов: Вагановой, Семеновой, Дудинской, Пушкиным, Мессерером и другими. За этим, в первую очередь, едут в Петербург. Кроме того, участники имеют возможность общаться, заниматься в мастер-классах у ведущих педагогов и хореографов различных балетных школ и просто комфортно отдыхать в «своей среде» на берегах Невы. Kremlin Gala – другое. Это парад звезд мирового балета, которые демонстрируют достижения своих театров. Кстати, среди них тоже много наших соотечественников и иностранных выпускников российских балетных школ.
- Успехов вам, Василий Михайлович, во всех Ваших делах и начинаниях и новых талантливых спектаклей!