Ирина Антонова: «Пикассо не искал, а находил любовь»
В Государственном музее Изобразительных искусств имени Пушкина открылась уникальная выставка шедевров Пабло Пикассо. Основная часть выставки - портреты жены Пикассо русской балерины Ольги Хохловой. Выставка так и называется «Пикассо и Хохлова». Картины - из коллекций Национального Музея Пикассо (Париж), Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (Мадрид).
Президент ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Ирина Антонова в интервью «ВМ» рассказывает о так называемом «русском следе» художника.
- Ирина Александровна, удалось ли вам встречаться с Пикассо? Об испанском художнике ходит много легенд и тот, кто с ним общался, был потрясен общением с художником.
- Пикассо не приехал на выставку своих картин в 1956 году, которая состоялась в Эрмитаже. Писатель Илья Эренбург вел с ним переговоры, и Пикассо очень ждали в нашей стране. Причина отказа Пабло Пикассо посетить СССР мне неизвестна, как, впрочем, она никому, кроме самого художника, неизвестна.
- Возможно, от своей жены Ольги Хохловой, которая осталась на Западе вместе с «Русскими сезонами» Дягилева, он слышал много плохого об СССР, и проигнорировал даже свою выставку в Эрмитаже?
- В СССР Пикассо обожали, если не сказать боготворили. Я же помню ту выставку в Эрмитаже, в подготовке которой принимала участие. Художника очень ждали в Ленинграде. Известно, что Пикассо относился к послевоенному Советского Союзу как к могучей державе, которая победила Гитлера во Второй Мировой войне и уничтожила фашизм. Пикассо всей душой ненавидел фашизм.
- Если представить, что с небес художник видит выставку «Пикассо и Хохлова», чтобы он чувствовал?
- Ольга Хохлова дала очень много нежности, любви, красоты, тепла Пабло Пикассо. С ней, через нее Пикассо открывал Россию во всей ее глубине и перспективе. Как все гении, он видел далеко вперед и в своих картинах описывал будущее. Элементы современного мира, с его виртуальностью, есть в работах Пикассо. Важно отметить, что с Ольгой Хохловой связан период возвращения Пикассо к "порядку" и к относительному реализму. Он и другие художники той эпохи прошли через абстракционизм и решили вернуться к реальному миру, который, как им казалось, они утратили, о чем сожалели. Моделью, музой возвращения Пикассо к реализму стала русская балерина - Ольга Хохлова. Работы Пикассо этого периода, те же портреты Ольги показывают как возвращение к реализму и порядку, так и разрушение этого мира. В чертах Ольги появляются изломанные линии, которые говорят о трещинах мира реальности и желании вырваться из него. Известно, что Пикассо не захотел долго находиться в мире порядка, который обрел с Ольгой Хохловой, и самым безжалостным образом покинул его.
- Пикассо нередко говорил о себе: «Я не ищу любовь, я нахожу любовь». Какая разница с точки зрения искусства между искать и находить?
- Огромная разница, которая видна на примере Пикассо. Эту фраза художник применял не только, говоря о любви, но и к искусству. Многие живописцы говорят о себе: «Я ищу темы, краски, образы». Пикассо, будучи абсолютным гением, не искал... а находил. Гении не ищут, гении находят. Точнее, сила неба их находит и дает им материал для творения. Сила неба соединила Пикассо и Ольгу Хохлову в тот момент, когда это было нужно для гения Пикассо. Законы жизни, любви и быта небо не интересовали.
- Выдающийся художник-сценограф Сергей Бархин в своей книге «Заветки» цитирует Пабло Пикассо: «Мне нравится жить бедно, но с кучей денег в кармане», приводя его в пример как скромного в быту миллионера. На ваш взгляд, простота жизни помогала Пикассо создавать шедевры?
- Пикассо жил натуральной жизнью. Не сколько простой, сколько натуральной. Пикассо ненавидел излишества. От решительно отсекал все ненужное, без чего мог быть счастлив. И ненавидел мир потребления, денег. Замечу, что и Ольга Хохлова не была мещанкой. Они могли жить вместе долго и счастливо, если бы не беспокойный гений Пикассо, который вел его по жизни предначертанной свыше дорогой.
- Повлиял ли Пикассо на творчество Марка Шагала?
- Марк Шагал очень индивидуальный художник. Но влияние Пикассо испытал на себя и Марк Шагал, как все художники 20 века. Но у Марка Шагала - это влияние собрата, а не учителя.
- Ирина Александровна, наверняка, у вас есть любимая картина Пикассо? В Галерее Частных коллекций - филиале Музея Изобразительных искусств Пушкина шедевр Пикассо «розового периода» - «Девочка на шаре».
- «Девочку на шаре» купил Морозов у американской писательницы Гертруды Стайн в 1913 году. Это любимая картина посетителей музея. Самое сильное впечатление на меня произвели большие графические листы Пабло Пикассо. Не поверите, но я рыдала, когда смотрела на графические листы Пикассо в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Для меня Пикассо прежде всего - художник-график.
- Ирина Александровна, как вы поняли, каким человеком была Ольга Хохлова? Согласился бы Пикассо, что на выставке он и она - равноправны.
- Хохлова, несмотря на мягкость, была очень сильным человеком, с «железными» моральными принципами. У нее была модель жизни, которую она считала идеальной как для нее, так и для Пикассо, а у Пикассо, как у истинного гения, не было эталонов и стандартов. Он вырвался из мира порядка, из семейного гнездышка с Ольгой, уничтожив при этом свою возлюбленную. Эта великая история любви, которая для Ольги Хохловой закончилась трагически. Олга Хохлова - единственная законная жена Пабло Пикассо. Она - мать его сына Поля. Между прочим, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова венчались в русской церкви на улице Дарю в Париже.