Главное
Истории
Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Ирина Антонова: «Пикассо не искал, а находил любовь»

Развлечения
Основная часть выставки - портреты жены Пикассо русской балерины Ольги Хохловой
Основная часть выставки - портреты жены Пикассо русской балерины Ольги Хохловой / Фото: предоставлено пресс-службой Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

В Государственном музее Изобразительных искусств имени Пушкина открылась уникальная выставка шедевров Пабло Пикассо. Основная часть выставки - портреты жены Пикассо русской балерины Ольги Хохловой. Выставка так и называется «Пикассо и Хохлова». Картины - из коллекций Национального Музея Пикассо (Париж), Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (Мадрид).

Президент ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Ирина Антонова в интервью «ВМ» рассказывает о так называемом «русском следе» художника.

- Ирина Александровна, удалось ли вам встречаться с Пикассо? Об испанском художнике ходит много легенд и тот, кто с ним общался, был потрясен общением с художником.

- Пикассо не приехал на выставку своих картин в 1956 году, которая состоялась в Эрмитаже. Писатель Илья Эренбург вел с ним переговоры, и Пикассо очень ждали в нашей стране. Причина отказа Пабло Пикассо посетить СССР мне неизвестна, как, впрочем, она никому, кроме самого художника, неизвестна.

В СССР Пикассо обожали, если не сказать боготворили В СССР Пикассо обожали, если не сказать боготворили / Фото: предоставлено пресс-службой Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

- Возможно, от своей жены Ольги Хохловой, которая осталась на Западе вместе с «Русскими сезонами» Дягилева, он слышал много плохого об СССР, и проигнорировал даже свою выставку в Эрмитаже?

- В СССР Пикассо обожали, если не сказать боготворили. Я же помню ту выставку в Эрмитаже, в подготовке которой принимала участие. Художника очень ждали в Ленинграде. Известно, что Пикассо относился к послевоенному Советского Союзу как к могучей державе, которая победила Гитлера во Второй Мировой войне и уничтожила фашизм. Пикассо всей душой ненавидел фашизм.

- Если представить, что с небес художник видит выставку «Пикассо и Хохлова», чтобы он чувствовал?

- Ольга Хохлова дала очень много нежности, любви, красоты, тепла Пабло Пикассо. С ней, через нее Пикассо открывал Россию во всей ее глубине и перспективе. Как все гении, он видел далеко вперед и в своих картинах описывал будущее. Элементы современного мира, с его виртуальностью, есть в работах Пикассо. Важно отметить, что с Ольгой Хохловой связан период возвращения Пикассо к "порядку" и к относительному реализму. Он и другие художники той эпохи прошли через абстракционизм и решили вернуться к реальному миру, который, как им казалось, они утратили, о чем сожалели. Моделью, музой возвращения Пикассо к реализму стала русская балерина - Ольга Хохлова. Работы Пикассо этого периода, те же портреты Ольги показывают как возвращение к реализму и порядку, так и разрушение этого мира. В чертах Ольги появляются изломанные линии, которые говорят о трещинах мира реальности и желании вырваться из него. Известно, что Пикассо не захотел долго находиться в мире порядка, который обрел с Ольгой Хохловой, и самым безжалостным образом покинул его.

Пикассо ненавидел излишества. От решительно отсекал все ненужное, без чего мог быть счастлив Пикассо ненавидел излишества. От решительно отсекал все ненужное, без чего мог быть счастлив / Фото: предоставлено пресс-службой Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

- Пикассо нередко говорил о себе: «Я не ищу любовь, я нахожу любовь». Какая разница с точки зрения искусства между искать и находить?

- Огромная разница, которая видна на примере Пикассо. Эту фраза художник применял не только, говоря о любви, но и к искусству. Многие живописцы говорят о себе: «Я ищу темы, краски, образы». Пикассо, будучи абсолютным гением, не искал... а находил. Гении не ищут, гении находят. Точнее, сила неба их находит и дает им материал для творения. Сила неба соединила Пикассо и Ольгу Хохлову в тот момент, когда это было нужно для гения Пикассо. Законы жизни, любви и быта небо не интересовали.

- Выдающийся художник-сценограф Сергей Бархин в своей книге «Заветки» цитирует Пабло Пикассо: «Мне нравится жить бедно, но с кучей денег в кармане», приводя его в пример как скромного в быту миллионера. На ваш взгляд, простота жизни помогала Пикассо создавать шедевры?

- Пикассо жил натуральной жизнью. Не сколько простой, сколько натуральной. Пикассо ненавидел излишества. От решительно отсекал все ненужное, без чего мог быть счастлив. И ненавидел мир потребления, денег. Замечу, что и Ольга Хохлова не была мещанкой. Они могли жить вместе долго и счастливо, если бы не беспокойный гений Пикассо, который вел его по жизни предначертанной свыше дорогой.

Пикассо, будучи абсолютным гением, не искал... а находил Пикассо, будучи абсолютным гением, не искал... а находил / Фото: предоставлено пресс-службой Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

- Повлиял ли Пикассо на творчество Марка Шагала?

- Марк Шагал очень индивидуальный художник. Но влияние Пикассо испытал на себя и Марк Шагал, как все художники 20 века. Но у Марка Шагала - это влияние собрата, а не учителя.

- Ирина Александровна, наверняка, у вас есть любимая картина Пикассо? В Галерее Частных коллекций - филиале Музея Изобразительных искусств Пушкина шедевр Пикассо «розового периода» - «Девочка на шаре».

- «Девочку на шаре» купил Морозов у американской писательницы Гертруды Стайн в 1913 году. Это любимая картина посетителей музея. Самое сильное впечатление на меня произвели большие графические листы Пабло Пикассо. Не поверите, но я рыдала, когда смотрела на графические листы Пикассо в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Для меня Пикассо прежде всего - художник-график.

- Ирина Александровна, как вы поняли, каким человеком была Ольга Хохлова? Согласился бы Пикассо, что на выставке он и она - равноправны.

- Хохлова, несмотря на мягкость, была очень сильным человеком, с «железными» моральными принципами. У нее была модель жизни, которую она считала идеальной как для нее, так и для Пикассо, а у Пикассо, как у истинного гения, не было эталонов и стандартов. Он вырвался из мира порядка, из семейного гнездышка с Ольгой, уничтожив при этом свою возлюбленную. Эта великая история любви, которая для Ольги Хохловой закончилась трагически. Олга Хохлова - единственная законная жена Пабло Пикассо. Она - мать его сына Поля. Между прочим, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова венчались в русской церкви на улице Дарю в Париже.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.