Дмитрий Бикбаев: Невозможно поставить спектакль, который понравится абсолютно всем
С 1 по 6 июня на Красной площади пройдет одноименный книжный фестиваль. Помимо многочисленных книжных мероприятий, все дни фестиваля будут наполнены и театральными событиями. Мы поговорили с куратором театральной программы Московской сцены фестиваля Дмитрием Бикбаевым о современном театре и о том, что ждет гостей фестиваля.
— Дмитрий, многие все еще воспринимают вас как артиста, хотя вы уже не первый год являетесь руководителем крупнейшего культурного центра Москвы. Это мешает вам в работе или, наоборот, помогает?
— В действительности, сыграв свой последний спектакль, я вздохнул с облегчением, а не с сожалением. Сейчас я отношусь к своей артистической карьере, скорее, как к обязательному пункту программы обучения на этапе подготовки, применимому к моей фактической деятельности в данный жизненный период. На деловых встречах «медийное» прошлое несколько сбивает партнеров с верного курса, однако я уже научился с этим работать. Кто хоть раз со мной поработал, тот наверняка отметит прежде всего деловые качества. Когда меня узнают на улицах и спрашивают, чем я сейчас занимаюсь, я отвечаю, что сейчас моя работа — это организация творческих процессов, как для себя, так и для других. Наверное, это самое емкое и точное определение моей деятельности на данный момент.
— Скоро будет два года, как вы приняли пост художественного руководителя Культурного центра имени И.М. Астахова, пробовали подвести итоги?
— Быть художественным руководителем — это не проект, поэтому не считаю верным подводить даже условные черты в связи с этим. Я создал ряд успешных проектов и программ, направленных на поиск, поддержку и продвижение талантливых представителей различных направлений искусства. Это и большой московский фестиваль огня и света, и московский фестиваль уличных видов искусств Street Art, и несколько спектаклей и больших мероприятий в рамках актуальной творческой повестки столицы. Но самое главное — это мой проект «Арт-платформа». Теперь я и моя команда стали еще и частью Московского продюсерского центра. Мы создаем программы специально для театральной молодежи, помогаем ей реализоваться.
— Дмитрий, это потому, что объявлен Год театра, такое внимание именно к театральной деятельности?
— В случае со мной это точно не так. Я всегда ратовал за театральное сообщество и особенно за молодежь, ведь именно на начальном этапе творческого пути, на самом старте очень сложно реализовать ту или иную идею, так как существует целый ряд препятствий — от отсутствия помещения для репетиций до выхода на профессиональные площадки для проката новых постановок. Именно поэтому я запустил свой новый проект «ТеатрONstage», а не потому, что объявлен соответствующий год.
— Что за новый проект? Расскажите поподробнее.
— Столица всегда была точкой притяжения креативных идейных личностей, концентратом лучших творческих сил со всей страны, и не только нашей. «ТеатрONstage» — проект, который как раз становится определенным трамплином, на котором возможно все, чтобы поистине достойные проекты получали возможность быть увиденными зрителями. Кроме репетиционного пространства и технических служб, которые обеспечивают участников проекта в полной мере, мы еще проработали специальную обучающую программу. Результатом проекта станет выпуск готовых премьер. Это реальная поддержка независимых театральных коллективов.
— В Москве же и так много театров, зачем нужны еще?
— Главная задача проекта «ТеатрONstage» — создать все условия для успешной реализации творческих инициатив тех, кто только начинает свой театральный путь и пока не имеет возможности репетировать и выпускать авторские спектакли в силу разных обстоятельств. Такое случается и в репертуарных театрах, когда актеры труппы мало задействованы и готовы к чему-то большему, чем то, что им предлагают. Плюс наш проект позволяет объединяться творческим группам из разных театров, что само по себе уникально! Театры неохотно идут на творческие коллаборации друг с другом, однако артисты от этого не выигрывают. Антрепризы тоже не выход. В них художественная ценность совсем не во главе угла, а главное, чтобы была звезда, на которую купят билет.
Наш проект открыт абсолютно для всех: от вчерашних выпускников до артистов и режиссеров, обладающих опытом и готовых сделать что-то новое с новой командой единомышленников без каких-либо творческих барьеров и ограничений. Старт нашего проекта произошел в начале весны 2019 года. Тогда первые подавшие заявки независимые театральные коллективы после презентации своих проектов креативной команде «Арт-платформы» получили возможность бесплатно репетировать свои спектакли. Репетиции длились три месяца. Все это время велась очень активная работа в плотном графике, и уже в конце мая первые спектакли, созданные в рамках проекта, были презентованы московской публике.
— И какие результаты проекта на данный момент?
— В первом выпуске «ТеатрONstage» принимали участие сразу четыре театральных коллектива. Но первые зрительские показы не единственный результат, ведь самые успешные и яркие спектакли получили шанс стать частью масштабного московского фестиваля на Красной площади, наряду с Мастерской Брусникина, театрами «Современник», Et Cetera и другими ведущими театрами и коллективами страны. Я считаю, что это мощный старт, благодаря нашему проекту театральная жизнь столицы только выигрывает.
— Как, когда и по каким критериям отбираются участники проекта?
— Любой желающий творческий коллектив может стать частью проекта, имея готовую идею и концепцию. Следующий набор мы анонсируем в середине июня, а через три месяца зрители увидят спектакли второй волны проекта. Достаточно только обратиться за поддержкой на официальный сайт «Арт-платформы» Московского продюсерского центра. Причем мы намеренно максимально обобщили критерии, чтобы у каждого был шанс попробовать свои силы и выпустить премьеру. Для меня очень радостно, что ряд московских театров уже заинтересовались нашим проектом, на следующей волне премьер, помимо зрителей и экспертов, будут присутствовать представители московских театров и, вполне возможно, что какие-то из работ участников обретут дом.
— Как вы думаете, как долго проект будет жить, есть ли какие-то обозначенные сроки?
— Моя задача — превратить проект «ТеатрONstage» в большую городскую программу. Чтобы без моего персонального участия в процессах она работала как творческий эскалатор для талантливых коллег. Ведь пока динамика более чем позитивная. С каждым днем количество звонков, писем с вопросами только увеличивается. У команды «Арт-платформы» все расписано буквально по дням. И мы надеемся, что вторая волна премьер «ТеатраONstage» откроет новые имена, порадует даже взыскательную театральную публику.
— Как вы думаете, насколько проект будет востребован зрителем, какая аудитория заинтересуется?
— Сложно сказать. Конечно, каждый театр имеет своего зрителя. И невозможно поставить спектакль, который понравится абсолютно всем. Аудитория нашего проекта — это, скорее всего, подготовленная публика. Понимающая, что лабораторный принцип существования тем и хорош, что не лишен «экспериментальной» начинки во всем. Думаю, что и коллегам по театральной деятельности может быть интересно прийти к нам в ранге зрителя, чтобы увидеть работы коллег. Во всяком случае, для нашего проекта «коммерческая» составляющая не превалирует, поэтому заниматься маркетинговыми исследованиями не имеет смысла. Мы больше про искусство.
— В скором времени состоится большой книжный фестиваль на Красной площади, где вы стали куратором театральной программы Московской сцены фестиваля. Расскажете, что ждет гостей?
— Да! Это большая ответственность. Но и возможность познакомить москвичей с новыми театральными постановками. Каждый вечер с 1 по 6 июня в рамках пятого фестиваля «Красная площадь», приуроченного ко дню рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка, состоится шесть премьерных спектаклей, так как мероприятие пройдет под эгидой «Год театра в России».
Я рад тому, что получилось реализовать задуманное и подготовить шесть интереснейших творческих работ театров и культурных центров столицы. На московской сцене зрители увидят спектакли: «Флайтер 2.0» (Театр-студия 15), «Пушкин + Онегин» (Электротеатр), «МОСТ-ПРОЕКТ: «4 Любы. Оттепель», авторский проект «Арт-платформы» «Пушкин. Музыкальное посвящение» (Владислав Маматенко и Анастасия Дамарская в сопровождении симфонического оркестра), «Про.Бро.Бродский» (Театр-студия 15), «Метель» (Театр на Перовской). В том числе в программе примет участие новый независимый театр «Центр исследования режиссуры», открытый благодаря новой программе «ТеатрONstage» «Арт-платформы» Московского продюсерского центра.
— Кроме этих проектов вы принимаете участие в реализации уникального события в рамках V Международного гуманитарного ливадийского форума?
— Верно. Это уникальный театральный проект, не имеющий аналогов за рубежом, под названием «Играем Пушкина по-русски». Он объединит артистов из разных уголков мира для создания интернационального спектакля по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина. Со сцены они будут говорить исключительно на языке величайшего русского классика, несмотря на то, что иностранные участники не являются носителями русского языка. География проекта включает в себя артистов из Египта, Франции, Турции, Болгарии, Замбии, Армении и других стран. В постановке прозвучат легендарные произведения русских композиторов, создававших музыку к произведениям Пушкина, в исполнении сводного симфонического оркестра Республики Крым.
— Как же проходят репетиции?
— Пока мы дистанционно репетируем с артистами и музыкантами, находясь на разных концах земного шара. Для меня это очень интересный опыт, а осознание того, что сейчас возможны именно такие нестандартные проекты, призванные демонстрировать открытость нашей страны, — большое счастье. Творчество не имеет границ, в том числе и географических, именно искусство объединяет лучшие творческие силы со всего мира вокруг нашей культуры. В конце мая все участники проекта прибудут в Россию для начала совместных репетиций, а премьера состоится на форуме уже 4 июня.
— Планируете ставить в ближайшее время новый спектакль после завершения данных проектов?
— Очень надеюсь, что появится чуть больше времени, которое можно будет посвятить творчеству. За последнее время судьба подарила возможность работать с выдающимися деятелями культуры нашей страны. С одной стороны, это бесценный опыт, с другой — нужно соответствовать, не опускать планку. Идей новых спектаклей у меня много. Пока это вопрос времени.
— Как вы относитесь к тому, что новым худруком Театра на Малой Бронной станет Константин Богомолов?
— Константин Юрьевич, безусловно, одиозная фигура. Нельзя сказать, что для обывателя он совсем безальтернативная персона в части художественного руководства не самым крупным, но и не самым незаметным театром столицы. Однако Богомолов — это серьезный ресурс, который по умолчанию следует за ним, в чем бы он ни участвовал. Уверен, что он сможет вдохнуть в площадку новую жизнь, привлечь внимание к новым проектам театра. Причем в части публики, обитающей в районе «Патриков», он как раз самое то! Это ведь специфический район Москвы, публика там избалованная и крайне любящая все «модное», а уж в чем в чем, но в модности Константину Юрьевичу равных мало.
— Каким видите свое будущее через 10 лет?
— Очень сложный вопрос. Сделать прогноз развития учреждения на пять лет — это задача для меня ясная и вполне реализуемая. А делать прогнозы своей частной жизни — это, мне кажется, полная глупость. Я могу прикинуть, насколько по шкале я счастлив в данный момент, насколько доволен тем или иным сегодня и что могу сделать завтра, чтобы откорректировать процессы с большей пользой персонально для себя, но даже это глупость. Лучше жить здесь и сейчас, успевать получать от жизни удовольствие.