Кирилл Серебренников принял руководство Театром имени Гоголя
Как стало известно, в понедельник, 6 августа, в Театре имени Гоголя состоялся экстренный сбор труппы, на котором было объявлено об отставке его художественного руководителя Сергея Яшина (он возглавлял этот театр на протяжении 25 лет).
Точных сведений о причинах увольнения пока нет, но в прессу уже начинают просачиваться слухи о его возможном преемнике. Так, 7 августа в Фейсбуке прошла информация о том, что им станет известный театральный режиссер Кирилл Серебренников и что сегодня же он будет представлен труппе театра.
Как объяснили корреспонденту «Вечерки» в пресс-службе Департамента культуры Москвы, в последние годы театр им. Н.В.Гоголя был в числе аутсайдеров среди городских театров: количество зрителей в год не превышало 80 тысяч человек, что в два раза меньше показателей других театров с подобным размером зрительного зала – 700. В 2011 году здесь был поставлен лишь один новый спектакль.
А доход театра в прошлом году составил 18 млн.руб., что сравнимо с доходом небольших 100-местных театров.
Зрители перестали ходить в этот театр, перестали рассматривать его как привлекательный культурный объект в городе. Поэтому давно шли разговоры о том, что необходимо что-то менять в театре. Руководитель Департамента культуры Сергей Капков и режиссер Кирилл Серебренников неоднократно встречались, обсуждали эту тему. И по словам Капкова, Серебренникова не так-то просто было уговорить возглавить этот театр.
Новый худрук приступит к работе через два месяца - он должен закончить проект в Германии. Тем временем его эксперты проведут творческий аудит. Параллельно этому новый директор театра Алексей Малобродский сделает технический аудит.
Через два месяца Серебренников представит новую концепцию развития театра. 7 августа на сборе труппы он ее частично озвучил: это будет многофункциональная площадка с приоритетом профессионального драматического театра. Но не будут исключены и музыкальные постановки, и экспериментальные перфомансы, и творческие встречи. К театру после ремонта снова отойдет и территория ночного клуба «Икра» на втором этаже (договор с ним расторгнут еще прошлым руководством). Все три зала будут активно работать. Мы надеемся, что Серебренников сделает все, чтобы эта площадка зажила новой жизнью.
Новый сезон в театре уже открылся 4 августа. В ближайшие несколько месяцев театр будет работать в прежнем режиме репертуарного театра. Часть билетов уже продана. В течение переходного периода театр будет работать в прежнем режиме. Новая концепция заработает не раньше весны.
Конечно, понятно волнение артистов. Но на встрече с труппой Сергей Капков подчеркнул, что театр не закрывается, труппу никто не увольняет. Но нужно переходить к новому формату функционирования этого культурного учреждения. Среди артистов проявилось и некое недопонимание - кое-кто готовится писать письма президенту, как это водится. В Департаменте культуры к этому готовы. Там считают, что Кирилл Серебренников - режиссер с мировым именем и актеры должны считать за честь работать с ним.. Другое дело. захотят ли?
По словам Капкова, Сергея Яшина не отправляют на пенсию или в ссылку. Ему будет предложено стать приглашенным режиссером в одном из московских театров. Он будет трудоустроен на другой площадке. По возвращении Яшина из отпуска, с ним состоялась встреча, прошли переговоры. В результате контракты с ним, а также с прежним директором театра Анатолием Шлаустасом расторгнуты «по соглашению сторон».
Вполне возможно, что кто-то из труппы захочет уйти с Яшиным, если они так долго работали друг с другом и так хорошо понимают друг друга. Но это процесс. живой, и он неизбежен в случае смены команды. Театр - не локальный объект, не личную площадку, а государственное учреждение культуры. Департамент рассматривает его с точки зрения эффективности. А факты и цифры говорят о том, что выделенные государством средства не всегда использовались эффективно. Речь не о том, что там кто-то воровал. Эффективность - это количество зрителей.
Театр существует для людей. И если люди перестают ходить туда, нужно принимать меры. И эти меры мы приняли.
Прямая речь
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков:
- С появлением в этом районе таких заметных культурных центров, как Винзавод, Артплей, Арма, здесь сформировалась определенная аудитория, которая требует нового формата функционирования государственного учреждения культуры. Театр им. Н.В. Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перформансы и творческие встречи. Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную несправедливость, когда режиссер с мировым именем не имеет собственного театра в Москве.
Кирилл Серебренников:
- Руководство московского Департамента культуры предложило мне интересную идею: придумать, как переформатировать давно существующий проблемный театр. Одна из важных задач— привлечь молодую динамичную публику, сделать для нее это пространство привлекательным. Конечно же, проект, который я предложу на утверждение Департаменту, будет учитывать особенности развития именно этого района Москвы. Можно попытаться сделать новое «место силы», но главное — это будет совсем иная структура, чем привычный репертуарный театр.
СПРАВКА «ВМ»
Появившийся в 1925 году Театр драмы и комедии под руководством К. Голованова как главный театр железнодорожников трижды менял свое название. В 1935 году он стал Московским, позже — Центральным театром Транспорта, а в апреле 1959 года был назван именем Н.В. Гоголя в честь 150-летия со дня рождения писателя.
Кирилл Серебренников окончил Ростовский университет в 1992 году. Режиссер спектаклей: «Пластилин» В. Сигарева (ЦДР А. Казанцева и М. Рощина), «Откровенные полароидные снимки» М. Равенхилла (Театр имени А. С. Пушкина), «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Мещане» М. Горького, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина, «Лес» А. Островского, «Человек-подушка» М. МакДонаха, «Киже» по рассказу Ю. Тынянова, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта,
«Зойкина квартира» М. Булгакова (МХТ имени А. П. Чехова), «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса, «Голая пионерка» М. Кононова, «Антоний & Клеопатра. Версия» по мотивам У.Шекспира (театр «Современник»), «Демон» М. Лермонтова(«Театральное товарищество 814»), «Войцек» Г. Бюхнера (Национальный театр Латвии), «Околоноля» по роману Н. Дубовицкого (театр п/р Олега Табакова), Мистерион» К. Орфа (дирижер Т. Курентзис, Концертный зал им. Чайковского, врамках фестиваля«Территория»), сценическая кантата «Богини из машины» А. Мустукиса и опера«Станция» А. Сюмака («MusicaAeternaEnsemble», дирижер Т. Курентзис, Центр современного искусства ВИНЗАВОД, в рамках фестиваля «Территория»), «Золотой петушок» (Большой театр, дирижер В. Синайский).
Автор идеи и режиссер международного благотворительного проекта «Реквием/Requiem» А. Сюмака (Российский национальный оркестр, дирижер Т. Курентзис, МХТ им. А. Чехова) и др.
Режиссер фильмов: «Ростов-папа», «Дневник убийцы», «Постельные сцены», «Изображая жертву», «Юрьев день», «Короткое замыкание» (новелла «Поцелуй креветки»),«Измена».
Лауреат молодежной премии «Триумф», театральных премий: «Чайка», «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», премии Станиславского, кинопремий: Гран-при фестиваля «Кинотавр», Гран-при международного Римского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Варшаве, лауреат фестиваля в Локарно, Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «режиссура».
С 2006 года один из арт-директоров международного фестиваля-школы «Территория».
С 2008 года ведет актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ.
С 2011 года— художественный руководитель «Седьмой студии» и основатель проекта «Платформа».