Эпоха Высоцкого: художника вне времени не существует
Сюжет:
ВысоцкийСегодня в галерее «Сэм Брук» мы открываем новую выставку «Жили книжные дети, не знавшие битв…» Мы привыкли, что в январе к нам приходит народу значительно больше, чем в иные дни года. Поэтому мы стараемся не повторяться, ничего не дублировать.
Стараемся брать период из жизни отца, который настолько оброс мифами, домыслами, что перекочевал из реальной жизни в миф. Стержневая тема нынешней выставки — юность Высоцкого. Многими людьми этот период воспринимается несколько схематично. Вне контекста того времени, понимания непростой ситуации в семье Высоцких. На Большой Каретный он приезжает уже с отцом в 1948–1949 годах.
И именно здесь возникают его первые московские компании, приключения. Из этой квартиры он отправляется на каток, сюда станут приходить его друзья. Выставка основана на документальных свидетельствах и материалах времени, которые выпукло и точно рисуют среду обитания того московского времени, в котором росли Высоцкий и его друзья.
С Центральным рынком, который действительно был пуповиной этого места, с садом «Эрмитаж», где тогда был и летний театр. Мы хотим ненавязчиво пояснить нашему зрителю — художника вне времени не существует. А мы показываем время Высоцкого — очень читающее, творческое, эмоциональное.
Вообще так получилось, что на Большом Каретном, где прошла его юность, было три периода его компаний — школьный, студенческий и молодой актерский. И компании были разные, и адреса, но центром притяжения был Большой Каретный.
Эти компании между собой как-то пересекались, скрещивались?
Многие люди перетекали из одной компании в другую, кто-то откалывался, кто-то приходил позже. Но Гарик Кохановский, Владимир Акимов и несколько человек из школьных друзей отца прошли через все компании. Думаю, подобные выставки помогут людям вспомнить то, что они, может быть, забыли.
Поностальгировать. Соотнести факты из собственной жизни с событиями того же времени биографии Владимира Высоцкого. Его развития. И отыскать, может быть, точки соприкосновения.
Для людей, никогда не бывавших у нас, не живших с Владимиром Высоцким в одну эпоху, выставка станет сенсацией.
А мне казалось, сенсацией может стать только новая, неизвестная песня Владимира Семеновича.
Ну, положим, обнаружили бы ее. Повесили б ее текст на стене, записали, включили. Да, это был бы удивительный документ! Но людям, для которых все это неизвестно, по большому счету все равно. Но они пришли — значит, мы должны их завлечь — рассказом, грамотно созданной музейной композицией, чтобы они в нее плавно «втекли».
Когда увидим «Свою колею»?
На Первом канале 25 января. Запишем ее в Театре на Таганке.
Мы довольно долго там не появлялись, что все-таки несправедливо. Ведь на ее сцене отец играл всю жизнь. 25-го числа на этой сцене будет идти спектакль его памяти. Свой «Владимир Высоцкий» пойдет в Содружестве актеров Таганки.
Юрий Петрович Любимов придет?
Для него, наверное, начался не слишком простой период жизни. Он уже уходил из Таганского театра. Ему к этому не привыкать. В свое время Юрий Петрович вышел из жюри премии «Своя колея». Думаю, его уходы связаны с его творческой и человеческой конфликтностью.
Творческим натурам это свойственно. Я же считаю выходом из всех конфликтов объединение, договор. Потому что мы делаем одно общее дело. Музеи, театры, кинематографисты.
И надо уметь договариваться… А вообще-то вы правы. Надо ему позвонить. Все-таки Высоцкий был ему не чужим.